Цель урока: расширить и углубить знания о признаках однородных членов предложения.
Планируемые результаты обучения:
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, платформа РЭШ.
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Прием "Мягкая посадка"
(ответы на вопросы)
- Как вы понимаете данное высказывание? (эпиграф)
(Оно означает то, что плохо, когда человек не имеет знаний, но еще хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя)
- Ребята, так давайте наш урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку. Итак, вперед за новыми знаниями.
- А теперь переходим к теме нашего урока. Ее вы определите сами.
- На протяжении всего урока вы будете адекватно себя оценивать в листах самооценки.
Проблемная задача - выход на тему урока
Сколько запятых должно быть в предложении? Назовите синтаксическое явление, представленное в этом предложении. (ЕГЭ задание 26)
Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на кустах.
(А.С. Пушкин)
Проверка по эталону. (20 запятых)
- Эту тему вы слышите впервые?
- А все ли мы изучили об однородных членах предложения?
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения.
- Какие две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)
- Что же надо знать? (Признаки однородных членов)
- Что надо уметь? (Находить однородные члены, расставлять запятые)
Цели урока: расширить и углубить знания о признаках однородных членов предложения
- Также на протяжении всего урока вы должны заполнять кластер по теме!
Слепая схема. Графическая форма фиксации изучаемой информации.
- Еще с 5 класса вы знаете три глагола, которые характеризуют ОЧП, указывают на признаки однородности, назовите эти глаголы. (отвечают, относятся, являются)
- Что мы знаем об ОЧП? (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним членом предложения и одной частью речи)
- Вот сейчас вы и проверите, насколько вам знакома тема.
- Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала.
- В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке "ДО". (см. приложение)
- Вы увидели, что знаний ваших не хватает. Поэтому откройте учебник на стр. 141.
- 1 группа, изучите материал по теме; 2 группа - используя теоретический материал из дополнительных источников: учебник "Русский язык" Бунеева
- 3 - 4 группа – Русская грамматика. (Большой справочник по теории для 5-11 кл)
- А теперь заполните колонку "ПОСЛЕ".
- Какие утверждения у вас совпали? Что считаете самым важным?
- Если не совпали, в чем видите причину?
- Что нового вы узнали?
Информация (вывешивается на доску): "Не являются однородными членами предложения".
- А теперь на конкретных примерах докажем правильность или ошибочность наших утверждений. Не забываем заполнять кластер.
Работа в парах
Изучают теорию по материалам других источников
Пункт (таблицы) 1-6. Синтаксический разбор предложения. Опознайте однородные члены, подчеркните их, расставьте знаки препинания. (Работают у доски 5 чел, оставшиеся - по карточке за партой)
- К какому выводу пришли, выполнив разбор? (смотрите таблицу-наши утверждения)
Выводы:
- Какое из предложений осложнено несколькими рядами однородных членов?
Вывод. Самооценка.
Графический диктант
Чем выражены однородные члены в предложениях: а - подлежащим, б - сказуемым, в – дополнением, г – определением, д – обстоятельство.
Проверка по эталону: 1-г, 2-б, 3-а, 4-д, 5-в.
Дополните текст однородными членами, используя слова для справок. Устно.
- Зимний день ярок. Снег переливается серебром. Деревья украшены инеем. (Зимний день ярок и наряден. Снег переливается и искрится серебром. Деревья, кусты, крыши домов украшены инеем)
Слова для справок: искрится, кусты, крыши домов, наряден
- Прочитайте записанное. Каким стал текст? (ярче, выразительнее)
Вывод: однородные члены украшают нашу речь, делают ее более точной и эмоциональной.
Самооценка.
Вывод: однородные члены предложения необходимо отличать от сложных предложений, особенно связанных сочинительными союзами.
- Но надо помнить – они "источник опасности", т.к. при неправильном построении предложений могут быть допущены грамматические ошибки.
- Наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.
Найди грамматические ошибки
- Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами ЕГЭ (задание 8) |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится (с кем?) и внимательно изучает (что?) фольклор). 5. Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью (разное время глаголов) |
Исправьте ошибки (Каждой паре по предложению)
Неправильно |
Вид ошибки |
Исправлено |
1. Гринев был смел, благороден и честный. |
|
|
2. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. |
|
|
3. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах. |
|
|
- Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания.
Домашнее задание
§ 30.1. Упр.304.2, 305.3. Дозаполнить кластер по теме, привести примеры.
- Что нового вы узнали об однородных членах предложения?
- Где в дальнейшем нам пригодятся эти знания?
- Назовите главные признаки однородных членов предложения.
Рассказ по кластеру.