Открытый урок русского языка для 8 класса "Понятие об однородных членах предложения"

Цель урока: расширить и углубить знания о признаках однородных членов предложения.

Планируемые результаты обучения:

  • формировать умение опознавать однородные члены, выраженные разными частями речи;
  • опознавать ряды однородных членов, правильно интонировать их;
  • отрабатывать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, различать простое предложение осложненное однородными членами от сложного с сочинительной связью.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, платформа РЭШ.

Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Ход урока

Организационный этап

Прием "Мягкая посадка"

(ответы на вопросы)

  1. Раздел науки, изучающий строение словосочетания и предложения, … (синтаксис)
  2. Особый вид определения, выраженный существительным – (приложение)
  3. Главный член предложения, отвечающий на вопрос "Что есть такое подлежащее?" (сказуемое)
  4. Существительные в именительном падеже могут быть подлежащим, приложением и ?… (сказуемым)
  5. Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - … (нераспространенное)
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (дополнение)
  7. Предложение с одним главным членом: подлежащим или сказуемым называется ... (односоставным)
  8. Односоставное предложение с главным членом подлежащим называется … (назывное)

- Как вы понимаете данное высказывание? (эпиграф)
(Оно означает то, что плохо, когда человек не имеет знаний, но еще хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя)

- Ребята, так давайте наш урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку. Итак, вперед за новыми знаниями.

Постановка учебной цели и задач

- А теперь переходим к теме нашего урока. Ее вы определите сами.
- На протяжении всего урока вы будете адекватно себя оценивать в листах самооценки.

Проблемная задача - выход на тему урока

Сколько запятых должно быть в предложении? Назовите синтаксическое явление, представленное в этом предложении. (ЕГЭ задание 26)

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды

Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на кустах.
(А.С. Пушкин)

Проверка по эталону. (20 запятых)

- Эту тему вы слышите впервые?
- А все ли мы изучили об однородных членах предложения?
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения.

- Какие две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)
- Что же надо знать? (Признаки однородных членов)
- Что надо уметь? (Находить однородные члены, расставлять запятые)

Цели урока: расширить и углубить знания о признаках однородных членов предложения

- Также на протяжении всего урока вы должны заполнять кластер по теме!
Слепая схема. Графическая форма фиксации изучаемой информации.

Актуализация знаний

- Еще с 5 класса вы знаете три глагола, которые характеризуют ОЧП, указывают на признаки однородности, назовите эти глаголы. (отвечают, относятся, являются)
- Что мы знаем об ОЧП? (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним членом предложения и одной частью речи)

- Вот сейчас вы и проверите, насколько вам знакома тема.
- Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала.
- В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке "ДО". (см. приложение)

Предъявление новых знаний

- Вы увидели, что знаний ваших не хватает. Поэтому откройте учебник на стр. 141.
- 1 группа, изучите материал по теме; 2 группа - используя теоретический материал из дополнительных источников: учебник "Русский язык" Бунеева
- 3 - 4 группа – Русская грамматика. (Большой справочник по теории для 5-11 кл)

- А теперь заполните колонку "ПОСЛЕ".
- Какие утверждения у вас совпали? Что считаете самым важным?

- Если не совпали, в чем видите причину?
- Что нового вы узнали?

Информация (вывешивается на доску): "Не являются однородными членами предложения".

- А теперь на конкретных примерах докажем правильность или ошибочность наших утверждений. Не забываем заполнять кластер.

Работа в парах
Изучают теорию по материалам других источников

Первичное усвоение новых знаний

Пункт (таблицы) 1-6. Синтаксический разбор предложения. Опознайте однородные члены, подчеркните их, расставьте знаки препинания. (Работают у доски 5 чел, оставшиеся - по карточке за партой)

  1. Костер горел щедро ярко в полную силу.
  2. Ленивица весь день лежала на боку ворон считала да баклуши била.
  3. Миша Сережа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.
  4. Слышится сдержанный и неясный шепот ночи.
  5. Не железным ключом открывается дверь а добротой.

- К какому выводу пришли, выполнив разбор? (смотрите таблицу-наши утверждения)

Выводы:

  1. Однородные члены могут быть выражены разными частями речи, а также фразеологизмами.
  2. Могут быть соединены сочинительной или бессоюзной связью.
  3. Однородными могут быть все члены предложения.
  4. Однородные члены могут быть распространенными.
  5. Однородные члены в предложении не всегда располагаются рядом.
  6. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Первичная проверка понимания

- Какое из предложений осложнено несколькими рядами однородных членов?

  • Трескучая заря занялась над плоским и темным городом.
  • Наташа выпила молока и тотчас уснула на широкой и длинной лавке.
  • Своеобразие страны затягивало медленно и крепко.
  • Сизый, как бы налитый мутной водой рассвет неуютно вползал в комнату.

Вывод. Самооценка.

Первичная проверка понимания

Графический диктант

Чем выражены однородные члены в предложениях: а - подлежащим, б - сказуемым, в – дополнением, г – определением, д – обстоятельство.

  1. Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.
  2. Расчистился, раскрылся золотисто – светлый запад.
  3. Сила, свет и красота ночи стали ослабевать.
  4. Свежо, хорошо запахло полем.
  5. Берегите старых людей от обид, холодов, огня.

Проверка по эталону: 1-г, 2-б, 3-а, 4-д, 5-в.

Первичная проверка понимания

Дополните текст однородными членами, используя слова для справок. Устно.

- Зимний день ярок. Снег переливается серебром. Деревья украшены инеем. (Зимний день ярок и наряден. Снег переливается и искрится серебром. Деревья, кусты, крыши домов украшены инеем)

Слова для справок: искрится, кусты, крыши домов, наряден

- Прочитайте записанное. Каким стал текст? (ярче, выразительнее)

Вывод: однородные члены украшают нашу речь, делают ее более точной и эмоциональной.

Самооценка.

ЕГЭ (задние 16) Сравните два предложения

  1. Музыкальный мотив звучит снова и почему-то кажется печальным.
  2. Распахнули окна, и в дом ворвался запах цветущей акации.

Вывод: однородные члены предложения необходимо отличать от сложных предложений, особенно связанных сочинительными союзами.

  1. Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми.
  2. Предложение сложносочиненное, в нем две грамматические основы.

Предупреждение грамматических ошибок

- Но надо помнить – они "источник опасности", т.к. при неправильном построении предложений могут быть допущены грамматические ошибки.
- Наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.

Найди грамматические ошибки

- Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

ЕГЭ (задание 8)

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится (с кем?) и внимательно изучает (что?) фольклор).

5. Слова  судьи завораживали  силой, пугают  строгостью  (разное время глаголов)

Исправьте ошибки (Каждой паре по предложению)

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1. Гринев был смел, благороден и честный.

 

 

2. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

 

 

3. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

 

 

Итоговый контроль

- Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания.

  • Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
  • Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.
  • Солнце зашло, и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. (Выполняют в карточке)

Домашнее задание

§ 30.1. Упр.304.2, 305.3. Дозаполнить кластер по теме, привести примеры.

Рефлексия. Подведение итогов

- Что нового вы узнали об однородных членах предложения?
- Где в дальнейшем нам пригодятся эти знания?
- Назовите главные признаки однородных членов предложения.

Рассказ по кластеру.


Размер:
53.34 Kb
Скачали:
18