Вид урока: урок-практикум.
Цель урока:
Ожидаемые результаты:
Средства обучения: презентация, портрет И.И. Левитана, репродукция картины И.И. Левитана "Золотая осень", карточки с текстами для выполнения заданий в группе.
Учебник: "Русский язык. 8 класс" Тростенцова Л.А., Ладыженская О.М. и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016.
Приветствие.
Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.
Слово учителя
- Давайте тему урока мы сформулируем вместе, для этого разгадаем загадки.
(Ответ учащихся: "синтаксический")
Запись в тетради темы урока, которая высвечивается на экране: Повторение и систематизация изученного по теме "Простое двусоставное предложение. Члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения"
- Чтобы подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке, мы повторим, что изучили по теме. Итак, повторим теорию.
- Работаем по цепочке. Читаем вопрос с экрана и даем краткий ответ с примером.
Тест
Учащиеся выполняли опережающие задания, выступают с подготовленными сообщениями.
Дополнение
Понятие дополнение было разработано французскими энциклопедистами в середине 18 века. В отечественной традиции похожий термин "наполнение" употреблялся в грамматике М.В. Ломоносова 1755 года для обозначения смысловой функции.
Термин "дополнение" появился в работе Н.И. Грасса 1827 году и с тех пор вошел в употребление.
Например: Благоухание трав вскружило голову. Утром солнце осветило родной край. Поначалу в число дополнений включали обстоятельства. Ф.И. Буслаев 1853 году предложил выносить обстоятельства за пределы дополнений, и это последняя точка зрения в конце концов возобладала.
Определение. Приложение
Определение ввели в русский язык примерно в 1831 году и назвали так, потому что оно определяет и описывает какой-либо предмет. Например: спокойная речка, яркое солнце.
Приложение появилось в русском языке в 1980 г. Приложения назвали так из-за того, что при приложении в отношения определяемого и определяющего слов вступают существительные, т.е. к приложению примыкает существительное. Например: старушка-земля, художница-природа.
Обстоятельство
Начало логическому направлению в учении о второстепенных членах предложения положено в трудах А.Х. Востокова и Н.И. Греча. У них и появляются термины "дополнение и определение". Члены предложения, которые в современной грамматике определяются как обстоятельства, включались ими в разряд определений.
Ф.И. Буслаев вводит понятие обстоятельства. Например: Осенью с деревьев медленно опадают последние листья. Солнце светит во имя жизни. С приходом осени изменяются краски.
М. Пешковский в своем труде "Русский синтаксис в научном освещении" сохраняет термины "определение, дополнение и обстоятельство", но вкладывает в них формальное содержание:
Однако в последующих своих трудах он говорит о членах предложения, управляемых, согласуемых и примыкающих.
Самостоятельная работа "Приведи примеры по заданию"
Работа по картине Левитана "Золотая осень"
Живопись всегда поможет:
Выполнение заданий по карточкам с взаимопроверкой
Работа в группах с использованием частично-поискового, исследовательского методов.
1 гр. |
Укажите, какой частью речи выражено прямое или косвенное дополнение. 1. О тебе, осень золотая, гремит у нас молва. 2. Курчавые деревья напоминали виноград. 3. Березки обступили невысокие холмы. 4. Мы не слышали шороха листьев. |
1 гр. |
Ответы учащихся: 1. О тебе (Т.п., косв.), осень золотая, гремит у нас (Р.п., косв.) молва. 2. Курчавые деревья напоминали виноград (В.п. без предл. прям.). 3. Березки обступили невысокие холмы (В.п. без предл., прям.). 4. Мы не слышали шороха (Р.п., прям.) листьев(Р.п., прям.). |
2 гр. |
Укажите часть речи согласованного или несогласованного определения. 1. В роще напротив была полянка земляники. 2. Звенит встревоженная тишь реки. 3. В этом лесу стоит тишина. 4. Приятная мысль о празднике осени. |
2 гр. |
Ответы учащихся: 1. В роще напротив (нар., прим., несогл.) была полянка земляники (сущ., упр., несогл.). 2. Звенит встревоженная (прич., согл., согл.)тишь реки. 3. В этом (указ. мест. с предл., согл., согл.).лесу стоит тишина. 4. Приятная (прил., согл., согл.)мысль о празднике (сущ. с предл. в П.п., упр., несогл.) осени. |
3 гр. |
Используя опорные слова, составьте предложения по схемам. 1. (обст., сказ., опред., подл., опред., доп.). (осеннего, дождя, над, лесом, серебряные, капли, дрожат) 2. (подл., сказ., обст., опред., доп., доп.) (мы, любуемся, роще, яркими, в, красками, осени) 3. (опред., доп., доп., обст., сказ., подл.) (нежно, рисует, штрихами, осень, картины, изумительные) |
3 гр. |
Ответы учащихся: 1. Над лесом дрожат серебряные капли осеннего дождя. 2. Мы любуемся в роще яркими красками осени. 3. Изумительные картины штрихами нежно рисует осень. |
4 гр. |
Расставьте знаки препинания (тире, дефис), укажите вид второстепенных членов предложений. 1. Опята братишки под пеньком притихли. 2. Покос самая трудная пора лета. 3. Первое условие лесника забота. 4. Дуб долгожитель готовится к осени. |
4 гр. |
Ответы учащихся: 1. Опята-братишки под пеньком притихли. 2. Покос – самая трудная пора лета. 3. Первое условие лесника – забота. 4. Дуб-долгожитель готовится к осени. |
5 гр. |
Укажите значение и часть речи обстоятельства. 1. Даль реки сегодня прояснилась. 2. Свежа в ноябре ранняя заря. 3. Осень ходит по лесам собирать урожай. 4. Вздыхая, продолжает листопад свое шествие. |
5 гр. |
Ответы учащихся: 1. Даль реки сегодня (обст. времени, нар.) прояснилась. 2. Свежа в ноябре (обст. врем., сущ. с предл. в П.п.) ранняя заря. 3. Осень ходит по лесам собирать (обст. цели, инф.) урожай. 4. Вздыхая, (обст. обр. действ., деепр.) продолжает листопад свое шествие. |
6 гр. |
Раскройте скобки и подчеркните слова как члены предложения. (Дождевой) тучи совсем низко бежали по (темный) небу. Веяло (степь) свежестью. Легкий ветер беззвучно шевелил (высокий) и (выгоревший) траву. |
6 гр. |
Ответы учащихся: Дождевые (согл. опред.) тучи совсем низко бежали по темному (согл. опред.) небу. Веяло степной (согл. опред.) свежестью. Легкий ветер беззвучно шевелил высокую (согл. опред.) и выгоревшую (согл. опред.) траву. |
Графический диктант
- Запишите графически предложение: Дождь из прозрачных капель нежно стучал жемчужинами по багряным листьям деревьев.
Синтаксический разбор. Проверка по эталону
- Синтаксически разберите предложение: Разноцветные листья-кораблики радостно затянули перед нами песню осени.
- Какую тему мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Чему вы научились?
Рефлексия деятельности
- Добился ли я поставленных целей?
- Подготовлен ли к контрольной работе?
- Уверен ли в своих силах?
Прием "Рефлексивное лукошко"
Положите в лукошко:
Домашнее задание
1. Параграф 28 стр.93 знать порядок синтаксического разбора предложения.
2. Стр. 97 отвечать на контрольные вопросы, устно подобрать примеры.
3. Оживите текст, разукрасьте его второстепенными членами, распространите все предложения, 1 разберите синтаксически.
Приближался вечер. Солнце село. Воздух посвежел. Упала роса. Повис туман. Пробежал ветерок. Зашелестели листья. Мелькнула птица. Мрак сгущался. Зажглись звезды. Взошла луна. Журчал ручей. Слышалась песня.
4. Составьте синквейн об определении.