УМК: "Начальная школа 21 века".
Цель урока: формирование понятия "Подлежащее".
Задачи:
Учитель: Ребята, мы начинаем наш урок русского языка.
Проверка домашнего задания
Упр. 4 с. 58.
Учитель: Как всегда определить тему нашего урока вам поможет учебник. Ваша задача открыть урок № 29.
- Пока вы открываете урок 29, скажите, пожалуйста, как быстро и правильно найти нужный нам урок? (смотрят по содержанию учебника)
- Совершенно верно. Так на какой странице находится урок 29? (Урок 29 находится на стр. 56)
- Хорошо, молодцы! Теперь мы должны определить блок урока, в котором будем сегодня работать. (в блоке "Как устроен наш язык" тема "Подлежащее")
- Что нас будет интересовать? (главный член предложения – подлежащее)
- Значит, весь урок мы будем говорить о подлежащем.
- Полностью согласна с вами. Ребята, а что нас вряд ли будет интересовать на сегодняшнем уроке?
Дети: Написание различных орфограмм, которые мы прошли (написание суффиксов, безударные гласные и непроизносимые согласные в корне, написание приставок) составление плана текста, фонетика и т.д.
Учитель: Замечательно! Молодцы! Тогда давайте начнем работать и раскрывать новые тайны русского языка.
Работа с рубрикой "Давай подумаем"
Учитель: Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что?
- И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдем в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.
На доске текст: Начались каникулы. Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль.
Учитель: Но для того, чтобы правильно выполнить эту работу, давайте вспомним, что такое подлежащее.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: Кто? Что?
Дети вместе с учителем выделяют подлежащее в предложениях на доске: Начались каникулы. Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль.
- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слово ОНИ. В этом предложении это слово заменяет нам имена девочек.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы заметили? Прав ли все-таки Федя или нет?
Дети: Нет, Федя не прав. Потому что подлежащее в этих предложениях выражено не только именем существительным, но и другими словами.
Учитель: Какими?
Дети: В первом предложении существительным – каникулы. Во втором предложении сочетанием двух имен существительных Валя с Галей. А в третьем словом - они.
Учитель: Да действительно, Федя немного ошибся, ну ничего страшного, с кем не бывает. С нашей с вами помощью он исправит свои ошибки.
- Итак прочитайте, пожалуйста, правило (тайну) в учебнике на с. 56.
Дети: Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов.
Учитель: Молодцы! Вот мы и раскрыли одну из тайн подлежащего. А сейчас я бы хотела предложить вам сделать гимнастику для рук, а затем выполнить упр. 1 на странице 57.
Гимнастика для рук "Рыбки"
Выполнение упр. № 1. c. 57 (фронтально)
Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, сообщают, как оно выражено. Если не именем существительным, предложение записывается, в нем выделяется основа.
Работа с рубрикой "Путешествие в прошлое" и словарными словами
Учитель: Ребята, сегодня нам встретилось новое слово "костюм". Авторы учебника дают нам краткую историю образования этого слова.
- Давайте прочитаем. А где и как мы еще можем узнать об этом слове? (в словаре)
3 человека проводят самостоятельную работу со словарями и дают комментарии.
Учитель: Совершенно верно! А пока ребята самостоятельно будут искать в словарях слово КОСТЮМ, мы с вами запишем словарные слова к себе в тетрадь, но для этого нам нужно отгадать загадки.
Диктант с загадками
Одна другой касается –
Хлопок получается. (Ладонь)
С виду – клин,
Развернешь – блин. (Зонт)
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Кто же это нарядился?
Кто же это в пляс пустился?
Косичка, словно стрелочка
Это наша ... (Девочка)
Дети, которые работали со словарями комментируют толкование и написание слова "костюм".
Учитель: В слове "костюм", где мы можем допустить ошибку?
Дети: В первом слоге, в гласной О. Потому что слышится звук (А), а букву нужно писать (О). Эту букву проверить нельзя, ее нужно запомнить.
Учитель: Правильно! Запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь, подчеркните опасное место, которое нужно запомнить.
- Проверьте, пожалуйста, верно ли вы записали словарные слова. (На доску вывешиваются карточки со словарными словами)
Физкультминутка
На доске карточки со словами: Месяц светил. Луна светила. Солнце светило. Звезды светили.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Можно ли сказать, что это предложения?
Дети: Да. Потому что в этих предложениях есть законченная мысль, и слова между собой связаны по смыслу.
Учитель: Замечательно! Соглашусь с вами. Ребята, скажите, пожалуйста, а чем являются в этих предложениях слова: светил, светила, светило, светили?
Дети: Это глаголы, сказуемые, а еще это форма одного и того же слова.
Учитель: Хорошо! Вы ответили верно! Ну если это форма одного и того же слова, то, как вы думаете, я могу записать эти предложения вот таким образом?
- Месяц светила. Луна светил. Солнце светили. Звезды светило. (нет)
- Почему? (т.к. слова в предложении должны быть связаны по смыслу, а здесь получается просто набор слов)
- А что же нужно сделать? (К подлежащему правильно подобрать сказуемое)
Прекрасно! У вас отличное языковое чутье! Вот мы и раскрыли еще одну тайну о подлежащем. (ученик у доски меняет местами сказуемые)
- Прочитайте, пожалуйста, ее формулировку на стр. 58.
Дети: Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определенной формы.
Учитель: А сейчас выполните упражнение 3 на странице 58. Обратите внимание на то, что все слова данные в скобках подходят по смыслу и лишь одно из них подходит по форме по форме.
- А для того, чтобы вам было легче его выполнить, предлагаю поработать в парах. (Учащимися письменно выполняется упр. 3 с.58 (работа в парах) После выполнения, упражнение разбирается вместе с учителем)
- А сейчас давайте, поработаем устно. Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно задание к упр. № на стр. 58. Что нужно сделать?
Дети: Узнать заголовок рассказа. Для этого нужно найти в каждом предложении подлежащее и записать его в кроссворд. (На доске заранее подготовленный кроссворд. Дети находят подлежащее, комментируя свой выбор и записывают его в клетки кроссворда. Ответ: УТРО)
Учитель: Ну что ж наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали!
- Давайте, подведем итоги нашей работы? Какие тайны русского языка мы сегодня с вами раскрыли?
Дети: Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими словами, а также словосочетаниями.
- Подлежащее требует от сказуемого определенной формы.
Учитель: Ребята, Мне бы хотелось оценить вашу сегодняшнюю работу. (Выставление отметок)
Учитель: Дома вам нужно будет выполнить упр. 4 на стр. 58. Посмотрите, пожалуйста. Есть ли ко мне вопросы?
- Обратите внимание на то, что все преобразования нужно совершать со сказуемым.
- Всем спасибо! Урок окончен.