Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание приставок и предлогов"

УМК: Планета знаний.

Цель урока: создание условий для обучения наблюдениям за правописанием предлогов и приставок, для практического закрепления навыка.

Задачи:

  • научить различать приставку и предлог на письме;
  • систематизировать знания детей о составе слова;
  • формировать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг момент

 Здравствуйте, ребята.

Урок русского языка сегодня проведу у Вас я меня зовут Кристина Андреевна.

Приветствие учителя 

Проверка рабочего места

Мотивация учебной деятельности

- Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.

Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»

- Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке, настроением, с хорошими мыслями.

Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

2. Сколько ни ходи,

до конца не дойти 

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (помидор)

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза) 

грамотно писать

обогащаем свою речь

учимся применять свои знания на практике

знакомимся с тем, как устроен наш язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация открытых знаний

На слайде слова: существительное, глагол, приставка, предлог, прилагательное.

- Найдите лишнее слово.

- Почему?

- Из оставшихся слов найдите лишнее слово.

- Почему?

- Ребята ,как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

- А теперь откройте свои тетрадочки .запишите число и классная работа.

- Спишите данные словосочетания, выделите приставки и предлоги.

побежал по дороге; доехал до деревни подполз под машину зашёл за мной

- Назовите предлоги и приставки.

- Ребята, а вас ничего не удивляет?

- Скажите мне в чем же мы должны разобраться на уроке?

- Это приставка.

 - Это часть слова, остальные - части речи.

- Предлог.

- Это служебная часть речи, не является членом предложения.

-Приставка и предлогах.

Открытие новых знаний

- Давайте с Вами откроем страницу 48 и посмотрим на упражнение номер 17.

- Ко нам зачитает первое определение?

- Какое слово здесь нужно вставить?

- А во втором  определение?

- У вас на столах лежат таблички, в ней мы будем сравнивать предлоги и приставки.

- Давайте заполним с вами первую часть нашей таблице.

- Какой вывод можно сделать из определений о написание слов с предлогами и приставками?

-Заполните вторую строчку нашей таблице.

- Ребята ,а каких еще знаний нам с вами не хватает ?

-У вас есть версии ?

На слайде:

Белка (по)спешила (по)веткам (к)дуплу.

Белка поспешила по сосновым веткам к своему дуплу

- А сейчас у вас появились версии?

- Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между словами.

(до) земли

- значит до это?

 

- Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между (до) летали

- Получается?

- Значит до это?

- Как отличить приставку от предлога?

- Скажите мне почему невозможно вставить слово?

- Давайте заполним третий пункт нашей таблице.

- Давайте вернемся к нашим слово сочетаниям .

побежал по дороге

доехал до деревни

подполз под машину

зашёл за мной

- Посмотрите внимательно и скажите мне с какой частью речи употребляется предлог?

- А с какой не употребляется?

Физминутка

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать начинаем.

Приставки: по, до, под, за.

Предлоги: по, до, под, за.

 

Предлоги и приставки, тут одинаковые.

Как отличать приставки от предлогов. 

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что? 

- Слова.

- Речи.

- Предлог со словами пишутся раздельно, а приставки – слитно. 

- Между предлогом и словом можно вставить другое слово. 

Далёкой, красивой, бескрайней, нашей …

- Это предлог и пишется раздельно.

- Это приставка и со словами пишем слитно. 

Между предлогом и словом можно поставить слова. А приставка со словом пишется слитно.

Это глагол, глаголы с предлогами не употребляются, если глагол то не нужно пробовать вставить словою

 

- Существительное, местоимения.

 

- Глагол/

Первичное закрепление

- Давайте с Вами выполним упражнение номер 19.

- Н. прочитай нам  задание?

- Так с какой же часть речи не употребляется приставка?

- Молодцы Вы отлично справились.

- Давайте заполним четвертую строчку нашей таблицы.

- Образуйте однокоренные слова, используя приставки, запишите новые слова и выделите приставки.

бежать (у) (какая часть речи получится?)

берёза (под

рисунок (на)

гулять (про)

- Сделайте вывод о роли приставок в речи. Для чего служат приставки?

- Прочитайте предложения. Понятен ли их смысл? Что не хватает?

Воробей забился (…) крышу.

Машина подъехала (…) дому.

Ваза сделана (…) стекла.

- Для чего служат предлоги?

- Заполните пятую строку таблицы.

- Ребята, мы заполнили с Вами всю нашу таблицу.

- Давайте с вами составим алгоритм, как отличить приставку от предлога, которым мы будем пользовать на нашем уроке.

1. Прочитать слово спредполагаемой приставкой или предлогом

2. Определить часть речи: Предлоги никогда не употребляются с глаголами.

3. Пробуем вставить вопрос или слово:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

- Между приставкой и корнем нельзя вставить слово. 

- Давайте выполним упражнения под номером 20, но странице 49.

- Кто пойдет к доске с 1 предложением? (каждое предложения будет писать ученик на доске и будем проверять все вместе)

- Молодцы ребята! Давайте с Вами выполним еще одно упражнение номер 21, страница 49.

- Вы отлично справились.

Приставки не употребляются с местоимениями, а предлоги с глаголами. 

 

Убежать, подберезовик, нарисовать, прогулять. 

 

 

- Приставки образуют новые слова.

 

 

 

 

Нет.

Предлогов.

Для связи слов в предложение.

Домашнее задание

Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

- Ребята что мы сегодня изучали на уроке?

- Что нового вы узнали ?

- Скажите мне еще раз как отличить приставу от предлога?

- Молодцы ребята ,вы все очень постарались. Урок окончен. 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!