УМК: Планета знаний.
Цель урока: создание условий для обучения наблюдениям за правописанием предлогов и приставок, для практического закрепления навыка.
Задачи:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг момент |
Здравствуйте, ребята. Урок русского языка сегодня проведу у Вас я меня зовут Кристина Андреевна. |
Приветствие учителя Проверка рабочего места |
Мотивация учебной деятельности |
- Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»: «Что такое счастье – это каждый понимает по-своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…» - Что же такое счастье? Нужно для счастья порою немного: Шоферу – прямая дорога, Летчику – ясное небо, Пекарю – горы душистого хлеба, Прохожему – больше улыбок, Учителю – меньше ошибок. - А что для счастья нужно ученикам? - Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу. Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке, настроением, с хорошими мыслями. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово. 1. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (береза) 2. Сколько ни ходи, до конца не дойти А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (помидор) 1. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (береза) |
грамотно писать обогащаем свою речь учимся применять свои знания на практике знакомимся с тем, как устроен наш язык
|
Актуализация открытых знаний |
На слайде слова: существительное, глагол, приставка, предлог, прилагательное. - Найдите лишнее слово. - Почему? - Из оставшихся слов найдите лишнее слово. - Почему? - Ребята ,как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? - А теперь откройте свои тетрадочки .запишите число и классная работа. - Спишите данные словосочетания, выделите приставки и предлоги. побежал по дороге; доехал до деревни подполз под машину зашёл за мной - Назовите предлоги и приставки. - Ребята, а вас ничего не удивляет? - Скажите мне в чем же мы должны разобраться на уроке? |
- Это приставка. - Это часть слова, остальные - части речи. - Предлог. - Это служебная часть речи, не является членом предложения. -Приставка и предлогах. |
Открытие новых знаний |
- Давайте с Вами откроем страницу 48 и посмотрим на упражнение номер 17. - Ко нам зачитает первое определение? - Какое слово здесь нужно вставить? - А во втором определение? - У вас на столах лежат таблички, в ней мы будем сравнивать предлоги и приставки. - Давайте заполним с вами первую часть нашей таблице. - Какой вывод можно сделать из определений о написание слов с предлогами и приставками? -Заполните вторую строчку нашей таблице. - Ребята ,а каких еще знаний нам с вами не хватает ? -У вас есть версии ? На слайде: Белка (по)спешила (по)веткам (к)дуплу. Белка поспешила по сосновым веткам к своему дуплу - А сейчас у вас появились версии? - Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между словами. (до) земли - значит до это?
- Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между (до) летали - Получается? - Значит до это? - Как отличить приставку от предлога? - Скажите мне почему невозможно вставить слово? - Давайте заполним третий пункт нашей таблице. - Давайте вернемся к нашим слово сочетаниям . побежал по дороге доехал до деревни подполз под машину зашёл за мной - Посмотрите внимательно и скажите мне с какой частью речи употребляется предлог? - А с какой не употребляется? Физминутка Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать начинаем. |
Приставки: по, до, под, за. Предлоги: по, до, под, за.
Предлоги и приставки, тут одинаковые. Как отличать приставки от предлогов. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что? - Слова. - Речи. - Предлог со словами пишутся раздельно, а приставки – слитно. - Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Далёкой, красивой, бескрайней, нашей … - Это предлог и пишется раздельно. - Это приставка и со словами пишем слитно. Между предлогом и словом можно поставить слова. А приставка со словом пишется слитно. Это глагол, глаголы с предлогами не употребляются, если глагол то не нужно пробовать вставить словою
- Существительное, местоимения.
- Глагол/ |
Первичное закрепление |
- Давайте с Вами выполним упражнение номер 19. - Н. прочитай нам задание? - Так с какой же часть речи не употребляется приставка? - Молодцы Вы отлично справились. - Давайте заполним четвертую строчку нашей таблицы. - Образуйте однокоренные слова, используя приставки, запишите новые слова и выделите приставки. бежать (у) (какая часть речи получится?) берёза (под рисунок (на) гулять (про) - Сделайте вывод о роли приставок в речи. Для чего служат приставки? - Прочитайте предложения. Понятен ли их смысл? Что не хватает? Воробей забился (…) крышу. Машина подъехала (…) дому. Ваза сделана (…) стекла. - Для чего служат предлоги? - Заполните пятую строку таблицы. - Ребята, мы заполнили с Вами всю нашу таблицу. - Давайте с вами составим алгоритм, как отличить приставку от предлога, которым мы будем пользовать на нашем уроке. 1. Прочитать слово спредполагаемой приставкой или предлогом 2. Определить часть речи: Предлоги никогда не употребляются с глаголами. 3. Пробуем вставить вопрос или слово: - Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. - Между приставкой и корнем нельзя вставить слово. - Давайте выполним упражнения под номером 20, но странице 49. - Кто пойдет к доске с 1 предложением? (каждое предложения будет писать ученик на доске и будем проверять все вместе) - Молодцы ребята! Давайте с Вами выполним еще одно упражнение номер 21, страница 49. - Вы отлично справились. |
Приставки не употребляются с местоимениями, а предлоги с глаголами.
Убежать, подберезовик, нарисовать, прогулять.
- Приставки образуют новые слова.
Нет. Предлогов. Для связи слов в предложение. |
Домашнее задание |
Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия |
- Ребята что мы сегодня изучали на уроке? - Что нового вы узнали ? - Скажите мне еще раз как отличить приставу от предлога? - Молодцы ребята ,вы все очень постарались. Урок окончен. |
|