Конспект урока русского языка 3 класс: «Разделительный твердый знак после приставок»

Цель: научить писать разделительный твердый знак после приставок перед гласными е, ё, ю, я.
Задачи: научить сравнивать слова с правописанием мягкого и твердого знака; обогатить словарь учащихся.
Планируемые результаты:
Познавательные: сравнивать группы слов делать простые выводы по наблюдению.
Регулятивные: выбирать способ действия, проверять записи, вносить исправления, оценивать по заданному критерию.
Коммуникативные: отвечать на вопросы кратко и полно.

Работа с информацией: находить информацию в небольших текстах.
Оборудование: учебник, электронные страницы, презентация, записи на доске.

Ход урока

Этапы

Деятельность

Учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно-мотивационный


 

 

 

 

 

 

 

Проверка готовности к уроку, знакомство с детьми.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, сегодня урок русского языка у вас проведу я, зовут меня Вера Владимировна.

Давайте проверим, готовы ли вы к уроку, у вас на парте должны быть учебники, тетради, ручки. Кто готов, поднимите руку.

Сообщение темы, целей и задач.

Тема нашего урока «Разделительный твердый знак после приставок». 

Приветствуют учителя стоя.

Проверяют готовность к уроку

II. Операционно-деятельностный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Физминутка-игра

1) Актуализация знаний.

- Ребята, на предыдущих уроках вы знакомились с правилами правописания мягкого и твердого знаков. Кто может рассказать эти правила?

- давайте приведем примеры. 

- Откройте учебник на странице 66.

- Найдите упражнение 66 и прочитайте задание.

- Ребята, что же нужно сделать при выполнении упражнения? 

- как вы думаете, что различного в употреблении разделительного мягкого и разделительного твердого знака?

Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е, ё, я, ю, и.

А разделительный твердый знак пишется перед гласными е, ё, я, ю.

- давайте приведем примеры.

2) Работа с «моим помощником»

Ребята, прочитайте ниже этого упражнения подсказку про себя

- … прочитайте вслух.

3) Закрепление

- перед какой буквой разделительный твердый знак не употребляется?

- при произношении звук «и» на какой звук меняется?

4) Упражнение 68

-Чтение задания учащимися

-Ребята, найдите упражнение 68, почитайте его про себя.

- … прочитайте вслух.

- Ребята, что нам нужно сделать в упражнении?

6) Устное выполнение упражнения. 

- … прочитайте первое предложение.

В слове «отварил» нужно раскрыть скобки, «от»-это приставка, значит она со словом пишется слитно.

Какую букву мы поставим после согласной «в»?

- как проверим?

- в слове «в кухню», буква «в» является приставкой, значит пишем раздельно.

- … читаем 2 предложение.

- в слове «снимала» буква «с» является приставкой-значит слово «снимала» пишется вместе.

- «с противня», буква «с» является предлогом, значит пишем раздельно.

7) Вывод

Итак, ребята, как же пишутся предлоги со словами?

- а как пишутся приставки со словами?

Молодцы, ребята!

Теперь давайте приступим к письменной работе.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, упражнение 68.

8) Самостоятельная работа

- начинаем выполнять упражнение.

9) Проверка

- давайте начнем проверять, как же вы выполнили упражнение, читаем и объясняем применение правила.

Молодцы!

Ребята, давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем, игра у нас на внимание, будьте внимательны.

Я говорю вам, например, руки вверх, а сама могу опустить вниз, так что слушайте, что я вам говорю.

Садитесь.

- Продолжаем работать с учебником

10) Откройте страницу 130, найдите орфографический словарик и из первого столбика спишите 10 слов, обратите внимание на безударные гласные, не проверяемые ударения. Заканчиваем словом «внизу».

- Давайте проверим, как вы их записали, читаем слово и комментируем орфограммы.

- Лексическое толкование слов найдите в толковом словаре.

Первое слово у нас «аквариум», что же такое аквариум, прочитайте из толкового словаря и  т.д.

 

Дети рассказывают правила

 

Подъезд, подъем, и т.д

 

 

Сравнить слова, записанные в правом и левом столбиках с ь и ъ знаками

 

 

 

 

Муравьи, сыграть

 

Разделительный твердый знак(ъ) не употребляется перед гласными «и» (ы).

При произнесении звук «и» меняется на звук «ы».

 

 

И

На звук ы

 

 

 

 

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы

 

 

 

Букву о

затвор

 

 

 

 

 

 

 

Пишутся раздельно

слитно

 

 

 

 

самостоятельная работа

 

 

 

 

Ритмические движения

 

 

 

Дети пишут слова

 

 

III. Рефлексивно-оценочный

Обобщение и систематизация знаний

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие правила мы повторили?

Чему мы сегодня на уроке научились?

Ответы детей

Контроль и самопроверка знаний

Мне очень понравилось с вами работать, вы были активны, сегодня на уроке я бы поставила 5 … поставила бы 4… потому что… 

Ответы детей

Рефлексия

Я узнал, что …

Я научился …

Мне понравилось на уроке…

Ответы детей