Цель: научить писать разделительный твердый знак после приставок перед гласными е, ё, ю, я.
Задачи: научить сравнивать слова с правописанием мягкого и твердого знака; обогатить словарь учащихся.
Планируемые результаты:
Познавательные: сравнивать группы слов делать простые выводы по наблюдению.
Регулятивные: выбирать способ действия, проверять записи, вносить исправления, оценивать по заданному критерию.
Коммуникативные: отвечать на вопросы кратко и полно.
Работа с информацией: находить информацию в небольших текстах.
Оборудование: учебник, электронные страницы, презентация, записи на доске.
Ход урока
Этапы |
Деятельность Учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационно-мотивационный |
||
|
Проверка готовности к уроку, знакомство с детьми. Здравствуйте, ребята! Садитесь, сегодня урок русского языка у вас проведу я, зовут меня Вера Владимировна. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку, у вас на парте должны быть учебники, тетради, ручки. Кто готов, поднимите руку. Сообщение темы, целей и задач. Тема нашего урока «Разделительный твердый знак после приставок». |
Приветствуют учителя стоя. Проверяют готовность к уроку |
II. Операционно-деятельностный |
||
III.Физминутка-игра |
1) Актуализация знаний. - Ребята, на предыдущих уроках вы знакомились с правилами правописания мягкого и твердого знаков. Кто может рассказать эти правила? - давайте приведем примеры. - Откройте учебник на странице 66. - Найдите упражнение 66 и прочитайте задание. - Ребята, что же нужно сделать при выполнении упражнения? - как вы думаете, что различного в употреблении разделительного мягкого и разделительного твердого знака? Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е, ё, я, ю, и. А разделительный твердый знак пишется перед гласными е, ё, я, ю. - давайте приведем примеры. 2) Работа с «моим помощником» Ребята, прочитайте ниже этого упражнения подсказку про себя - … прочитайте вслух. 3) Закрепление - перед какой буквой разделительный твердый знак не употребляется? - при произношении звук «и» на какой звук меняется? 4) Упражнение 68 -Чтение задания учащимися -Ребята, найдите упражнение 68, почитайте его про себя. - … прочитайте вслух. - Ребята, что нам нужно сделать в упражнении? 6) Устное выполнение упражнения. - … прочитайте первое предложение. В слове «отварил» нужно раскрыть скобки, «от»-это приставка, значит она со словом пишется слитно. Какую букву мы поставим после согласной «в»? - как проверим? - в слове «в кухню», буква «в» является приставкой, значит пишем раздельно. - … читаем 2 предложение. - в слове «снимала» буква «с» является приставкой-значит слово «снимала» пишется вместе. - «с противня», буква «с» является предлогом, значит пишем раздельно. 7) Вывод Итак, ребята, как же пишутся предлоги со словами? - а как пишутся приставки со словами? Молодцы, ребята! Теперь давайте приступим к письменной работе. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, упражнение 68. 8) Самостоятельная работа - начинаем выполнять упражнение. 9) Проверка - давайте начнем проверять, как же вы выполнили упражнение, читаем и объясняем применение правила. Молодцы! Ребята, давайте немного отдохнем. Давайте поиграем, игра у нас на внимание, будьте внимательны. Я говорю вам, например, руки вверх, а сама могу опустить вниз, так что слушайте, что я вам говорю. Садитесь. - Продолжаем работать с учебником 10) Откройте страницу 130, найдите орфографический словарик и из первого столбика спишите 10 слов, обратите внимание на безударные гласные, не проверяемые ударения. Заканчиваем словом «внизу». - Давайте проверим, как вы их записали, читаем слово и комментируем орфограммы. - Лексическое толкование слов найдите в толковом словаре. Первое слово у нас «аквариум», что же такое аквариум, прочитайте из толкового словаря и т.д. |
Дети рассказывают правила
Подъезд, подъем, и т.д
Сравнить слова, записанные в правом и левом столбиках с ь и ъ знаками
Муравьи, сыграть
Разделительный твердый знак(ъ) не употребляется перед гласными «и» (ы). При произнесении звук «и» меняется на звук «ы».
И На звук ы
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы
Букву о затвор
Пишутся раздельно слитно
самостоятельная работа
Ритмические движения
Дети пишут слова
|
III. Рефлексивно-оценочный |
||
Обобщение и систематизация знаний |
- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие правила мы повторили? Чему мы сегодня на уроке научились? |
Ответы детей |
Контроль и самопроверка знаний |
Мне очень понравилось с вами работать, вы были активны, сегодня на уроке я бы поставила 5 … поставила бы 4… потому что… |
Ответы детей |
Рефлексия |
Я узнал, что … Я научился … Мне понравилось на уроке… |
Ответы детей |