Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Второстепенный член предложения - определение"

Цели:

  • Содействовать в усвоении знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.
  • Создавать условия для развития орфографической зоркости учащихся, речи учащихся, творческого мышления, дать определение понятиям "тавтология", "фразеология".
  • Воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувства любви и бережного отношения к природе, к товарищам.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый, коммуникативный, эвристическая беседа, учебный диалог, групповой (работа в парах).

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас необычный урок. Повернитесь назад, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда, вы догадаетесь сами.

Назовите: согласный звонкий непарный в слове лось.
- Безударный гласный в слове береза
- Приставку в слове съел. (Получилось слово - ЛЕС)
- Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. И сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.

2. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа

  • С.сна      сосновый      форма, размер
  • См.ла      смолистый     цвет, запах
  • Ре.кость   редкий         состав
  • Зел.нь     зеленый        эмоциональная окраска
  • Род.на родной

- Придумайте задание к этим словам. (Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы)
- Чем похожи эти слова? (Все слова относятся к понятию лес)
- Образуйте однокоренные прилагательные к слову - лес.

- Назовите значения прилагательных. Придумайте свои прилагательные, характеризующие лес. (Пышный, густой, стройный, грустный, приветливый, веселый)
- Как называются художественный прием, который вы применили произнеся прилагательные грустный … (Олицетворением. Когда свойства живого объекта переносятся на неживое)

- Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, обозначает признак предмета по цвету, размеру, и т.д. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Согласовано с существительным в роде, числе, падеже. Служит для украшения, уточнения существительных)

3. Усвоение новых знаний

Работа с деформированным предложением
ОСВЕТИЛО ЯРКИЕ СОЛНЦЕ ЛЕС (Это части речи, не связаны по смыслу и грамматически. Нужно изменить окончания, поменять слова местами)

Вывод: Чем отличаются части речи от членов предложения? (Части речи - это слова, а в предложении они играют определенную роль, т. е. являются членами предложения)

Синтаксический разбор предложения у доски

ЯРКОЕ СОЛНЦЕ ОСВЕТИЛО ЛЕС.

Проблемная ситуация

(учащиеся, отталкиваясь от знаний о прилагательном, самостоятельно рассуждают об определении)
- Какое слово мы не определили как член предложения? (Прилагательное - яркие)

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ - запишем в тетрадь. Цели урока формулируют дети

Работа с моделью второстепенного члена предложения – определением

(Рисунок дерева – определение, вопросы напечатаны на съемных листочках, ответы под листиками)
- Посмотрите, одно дерево в нашем лесу Предложения нуждается в помощи. Ответим на вопросы и оно выздоровеет.

- Определение - это какой член предложения? (Второстепенный)
- Обозначает… (Признак предмета)
- Отвечает на … (Вопрос: Какой? Чей?)

- Чем выражено в предложении? (Прилагательным)
- Связано в предложении с … (подлежащим и дополнением)
- Роль в предложении … (уточняет другие члены предложения, украшает речь)

Работа с учебником
- Откройте учебник, прочитайте правило в учебнике. Выполним упражнение.
Вывод: Определение может дополнять и подлежащее и дополнение.

Работа по предупреждению речевых ошибок

Упражнение в подборе определений. Наблюдение над ролью определений. Составление схем предложения с определением.

Физ. минутка

Я называю вам словосочетания. Если можно поставить вопрос какой? - вы хлопаете, если вопрос чьи? - поднимаете руки. (Заячья избушка, холодный ветер, птичьи трели, хороший день, ласковое солнце, лисья нора)

Первичная проверка понимания

Закрепить умение выделять определение в тексте, ставить к нему вопросы, определять род, число.
- Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. О каком животном текст?

Я очень осторожный зверек. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристой жесткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир-готовлюсь к зиме Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами. Я-самое чистоплотное животное. (Барсук)

Обобщение знаний

Групповая работа

Вы работаете в парах. Восстанови загадку, вставьте нужные слова. Запиши. Подчеркни определения и слова, с которым связаны. Время 1 минута, переворачиваю песочные часы.

  • 1 группа. (какой ?) (трусишка?) прячет (какие?) (что?) - заяц
    Подчеркните определения волнистой линией.
  • 2 группа. (какая?) (шалунья?) забралась в (какое?) (что?) - белка
    Подчеркните определения волнистой линией.
  • 3 группа. (какой?) (комочек?) ищет (какую?) (что?) - еж
    Подчеркните определения волнистой линией.

Дополнительное задание. Дать определение фразеологии
- Звери шепчут нам какие-то слова. Помогите узнать, что это за слова. Найдите определение и слово, к которому относится определение, назовите грамматические признаки: ДЭРЖЫТ ВЙЭЖОВЫХ РУКАВИЦАХ.

Физ. минутка для глаз

4. Контроль. Творческое задание

- Предлагаю вам прослушать текст и выписать все определения. Затем мы по ним восстановим и запишем весь текст.

Любите родную природу. Берегите даже крошечную травинку. Сохраните хрупкую красоту!

Дифференцированное задание

  • Подчеркните определения. Поставьте к ним вопросы.
  • Напишите предложение по схеме: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение.

5. Итог

- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, если вы научились видеть, понимать и ценить красоту природы из вас вырастут люди, способные возродить нашу Землю.
- Что нового вы узнали на уроке?

6. Рефлексия

Оценивание себя на лесенке знаний с помощью самоклеющихся листочков.

Размер:
13.35 Kb
Скачали:
9