Творительный падеж имен существительных, русский язык 3 класс

Цель урока: познакомятся с особенностями творительного падежа: с вопросами, предлогами, окончаниями.

Задачи:

- развитие умения правильно употреблять существительные в творительном падеже, умение определять и образовывать существительные творительного падежа;
- расширение кругозора и развитие речи;
- совершенствование умения работать самостоятельно, в паре, в группе;
- высказывать свою точку зрения, анализировать, обобщать, делать определенные выводы, оценивать друг друга.

Ожидаемый результат: умеют определять существительные в творительном падеже и распознавать их в предложении.

Формы: Индивидуальная, коллективная, фронтально-коллективная, работа в паре, в группе.

Методы: словесный, частично-поисковый, поисковый, наглядный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организация урока

Наш урок русского языка пройдет под девизом "Каждый день прибавляет частичку мудрости".
Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?
Плохо, когда человек не имеет знании,но еще хуже,когда он не стремиться их получить.
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Выполните словарную работу, скажите, зачем мы ее выполняем?

Словарная работа

Карточки с разноуровневыми заданиями. Взаимопроверка словарной работы.

Актуализация знаний

- А сейчас проведем небольшую разминку и вспомним изученные темы. Разминка.

Игра "Да-нетка"

Если вы согласны с моим утверждением ставите цифру 1, если нет - 0.

  1. В русском языке 12 падежей.
  2. Приставка - часть слова, которая стоит после корня.
  3. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
  4. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопросы что?
  5. Имя существительное в И.п имеет предлоги к, по.
  6. Существительные в Р.п. отвечают на вопросы Кого? Что?

Ключ 001100

- Назовите, сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи (2 человека)

Самоопределение к деятельности. Наблюдение и постановка проблемы.

Прочитаем текст Д. Родари.

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.

- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться) В названиях падежей отразилось главное их значении. И сегодня предметом нашего изучения на уроке вновь станет падеж.
- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)
- Существительные, в каком падеже отвечают на этот вопрос?

- Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать
- Назовите падеж, с которым мы будем работать сегодня. (Творительный)
- Сформулируйте тему урока (Творительный падеж)
- Что мы должны узнать о творительном падеже? Поставьте задачи на урок.

Задачи урока: Сегодня мы будем учиться определять падеж имён сущ. в Тв.п, по вопросам, предлогам. Познакомимся с предлогами творительного падежа. Повторить падежные вопросы. Узнать смысловые вопросы, предлоги, член предложения.

Научиться: определять падеж имени существительных в словосочетаниях и предложениях

Творительный падеж - как думаете от какого слова образовано название падежа? (Творчество (Словарь Ожегова)
Подберите однокоренные слова. (творить, творец, творческий)
- Выделите корень.
- Составление кластера.

Работа по теме урока. Первичное восприятие

Запомни и соблюдай простые правила работы в группах:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!

Работа в группах по карточкам. Составить предложения, дописать слово, выделить окончания.

1 группа
кто? кем?
Мама повар…
Друг работает водител…
Дедушка художник…

2 группа
Кто? чем?
Подруга природ…
Бабушка любуется степь…
Мальчик море…

3 группа
Кто? с чем?
Девочка __ кукл…
Малыш играется __ машинк…
Щенок __ мячик…

4 группа
Что? с чем?
Суп __ лапш…
Пирожок приготовлен __ капуста…
Бутерброд __ сыр…

Выступление групп.
- Сделайте вывод о творительном падеже.
Обсуждение в группе

- Как вы думаете, каким членом предложения может быть существительное Т.п.? (Второстепенным)

Физминутка

Закрепление изученного материала

Фронтальная работа с классом (У доски и в тетради).

Упр. 1, с. 27
- Поставьте вопросы к именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
- Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
- одинаковым ли членом предложения будут слова в форме Т.п.

Сделайте вывод. Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.

Творческая работа. Работа по группам

- Кто больше составит словосочетаний в Т.п по рисунку.

Самостоятельная работа

Упр 2. с. 28. Работа по группам
Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы.

  1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.
  2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.
  3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.

Итог

- Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили при изучении новой темы.
- Как вы думаете, достигли мы цели? - Назовите падеж, с которым мы работали сегодня. (Творительный)
- Что узнали о творительном падеже? падежные вопросы
Смысловые вопросы. Предлоги. Член предложения.
Учились определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях

Рефлексия

"Докончи предложение"
Мне понравилось…
Было интересно…
Было сложно…
Думаю, что…

Д\з с. 28 упр. 3 или составить текст с использованием слов в творительном падеже.

Размер:
20.88 Kb
Скачали:
20