Цель урока: познакомятся с особенностями творительного падежа: с вопросами, предлогами, окончаниями.
Задачи:
- развитие умения правильно употреблять существительные в творительном падеже, умение определять и образовывать существительные творительного падежа;
- расширение кругозора и развитие речи;
- совершенствование умения работать самостоятельно, в паре, в группе;
- высказывать свою точку зрения, анализировать, обобщать, делать определенные выводы, оценивать друг друга.
Ожидаемый результат: умеют определять существительные в творительном падеже и распознавать их в предложении.
Формы: Индивидуальная, коллективная, фронтально-коллективная, работа в паре, в группе.
Методы: словесный, частично-поисковый, поисковый, наглядный.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Организация урока
Наш урок русского языка пройдет под девизом "Каждый день прибавляет частичку мудрости".
Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?
Плохо, когда человек не имеет знании,но еще хуже,когда он не стремиться их получить.
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Выполните словарную работу, скажите, зачем мы ее выполняем?
Словарная работа
Карточки с разноуровневыми заданиями. Взаимопроверка словарной работы.
Актуализация знаний
- А сейчас проведем небольшую разминку и вспомним изученные темы. Разминка.
Игра "Да-нетка"
Если вы согласны с моим утверждением ставите цифру 1, если нет - 0.
Ключ 001100
- Назовите, сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи (2 человека)
Самоопределение к деятельности. Наблюдение и постановка проблемы.
Прочитаем текст Д. Родари.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться) В названиях падежей отразилось главное их значении. И сегодня предметом нашего изучения на уроке вновь станет падеж.
- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)
- Существительные, в каком падеже отвечают на этот вопрос?
- Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать
- Назовите падеж, с которым мы будем работать сегодня. (Творительный)
- Сформулируйте тему урока (Творительный падеж)
- Что мы должны узнать о творительном падеже? Поставьте задачи на урок.
Задачи урока: Сегодня мы будем учиться определять падеж имён сущ. в Тв.п, по вопросам, предлогам. Познакомимся с предлогами творительного падежа. Повторить падежные вопросы. Узнать смысловые вопросы, предлоги, член предложения.
Научиться: определять падеж имени существительных в словосочетаниях и предложениях
Творительный падеж - как думаете от какого слова образовано название падежа? (Творчество (Словарь Ожегова)
Подберите однокоренные слова. (творить, творец, творческий)
- Выделите корень.
- Составление кластера.
Работа по теме урока. Первичное восприятие
Запомни и соблюдай простые правила работы в группах:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Работа в группах по карточкам. Составить предложения, дописать слово, выделить окончания.
1 группа
кто? кем?
Мама повар…
Друг работает водител…
Дедушка художник…
2 группа
Кто? чем?
Подруга природ…
Бабушка любуется степь…
Мальчик море…
3 группа
Кто? с чем?
Девочка __ кукл…
Малыш играется __ машинк…
Щенок __ мячик…
4 группа
Что? с чем?
Суп __ лапш…
Пирожок приготовлен __ капуста…
Бутерброд __ сыр…
Выступление групп.
- Сделайте вывод о творительном падеже.
Обсуждение в группе
- Как вы думаете, каким членом предложения может быть существительное Т.п.? (Второстепенным)
Физминутка
Закрепление изученного материала
Фронтальная работа с классом (У доски и в тетради).
Упр. 1, с. 27
- Поставьте вопросы к именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
- Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
- одинаковым ли членом предложения будут слова в форме Т.п.
Сделайте вывод. Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.
Творческая работа. Работа по группам
- Кто больше составит словосочетаний в Т.п по рисунку.
Самостоятельная работа
Упр 2. с. 28. Работа по группам
Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы.
Итог
- Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили при изучении новой темы.
- Как вы думаете, достигли мы цели? - Назовите падеж, с которым мы работали сегодня. (Творительный)
- Что узнали о творительном падеже? падежные вопросы
Смысловые вопросы. Предлоги. Член предложения.
Учились определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях
Рефлексия
"Докончи предложение"
Мне понравилось…
Было интересно…
Было сложно…
Думаю, что…
Д\з с. 28 упр. 3 или составить текст с использованием слов в творительном падеже.