Конспект урока русского языка разработан для 3 класса по УМК «Начальная школа XXI века» с презентацией в блоке «Как устроен наш язык» по теме: Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный этап
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Приветствие. Проверка готовности.
II. Актуализация знаний учащихся
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
1. Вводная беседа
- Сегодня мы знакомимся с материалом урока 109. В каком разделе учебника можем выяснить тему урока?
- Откройте содержание учебника. (Имя прилагательное с.86)
Демонстрация слайда 1 (Тема урока: Имя прилагательное)
- Что мы знаем об этой части речи?
(Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья чьё? чьи? и обозначает признак предмета.)
2. Обзор заданий и упражнений урока (Работа в группах)
- Итак, давайте выясним, что нового мы узнаем об имени прилагательном, знакомясь с разделом с.88
(Дети читают текст рубрики «Ты узнаешь»)
Ты узнаешь:
- Какие признаки предметов называет имя прилагательное
- Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные
- Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен.
- Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают.
- Итак, выясним, что нового мы узнаем об имени прилагательном, знакомясь с разделом (с. 88).
- Перед вами план нашего урока с нарушенной последовательностью этапов. Ознакомьтесь с ними.
- Чтобы реализовать тему урока прочитайте задания упражнений и распределите пункты плана в соответствии с этими заданиями.
(Дети в группах знакомятся с текстами заданий к упражнениям и обозначают цифрами пункты плана урока на листке)
План |
|
|
Учиться группировать прилагательные по определённым признакам. |
|
Выяснить грамматические признаки имён прилагательных. Рубрика «Тайны языка» |
|
Научиться задавать вопросы к именам прилагательным. |
|
Упражняться в определении грамматических признаков имён прилагательных. |
|
Научимся определять грамматические признаки имён прилагательных. Составление алгоритма |
|
Узнать, от какой части речи зависит имя прилагательное. Рубрика «Давай подумаем» |
(Затем, дети сообщают о результате своей работы - план работы на уроке. Учитель на магнитной доске выставляет карточки-пункты плана. При определении места в плане 5-го и 6-го пунктов целесообразно задать вопрос: «Как вы думаете, что мы будем делать сначала: научимся определять грамматические признаки имён прилагательных и составим алгоритм или начнём упражняться в в определении грамматических признаков имён прилагательных?»
1. Научиться задавать вопросы к именам прилагательным.
2. Учиться группировать прилагательные по определённым признакам.
3. Узнать, от какой части речи зависит имя прилагательное. Рубрика «Давай подумаем»
4. Выяснить грамматические признаки имён прилагательных. Рубрика «Тайны языка»
5. Научимся определять грамматические признаки имён прилагательных.
Составление алгоритма
6. Упражняться в определении грамматических признаков имён прилагательных.
- Итак, какова цель урока? (Цель урока: мы узнаем что-то новое об имени прилагательном.)
- Верно. Цель урока: расширить представления об имени прилагательном.
III. Изучение нового материала
Цель: сформулировать представление об имёни прилагательном.
1. Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.(Фронтально)
- Начинаем работать с 1 пунктом плана.
- Познакомьтесь с заданием к упражнению 1. Определите порядок выполнения заданий.
- Прочтите отрывок из текста сказки «Царевна – лягушка» «птичьим базаром».
- Обратите внимание на образец рассуждения. Выполняем упражнение устно.
Демонстрация слайда 2 (Образец рассуждения)
Образец рассуждения:
(Главное слово «брат», брат (какой?) старший, старший – имя прилагательное.)
1. (на боярский двор, главное слово «двор», на двор (какой?) боярский, боярский - имя прилагательное.)
2. (девичьего терема, главное слово «терема», терема (какого?) девичьего, девичьего - имя прилагательное.)
3. (средний брат, главное слово «брат», брат (какой?), средний, средний – имя прилагательное.)
4. (у красного крыльца, главное слово «крыльца», крыльца (какого?) красного, красного - имя прилагательное.)
5. (дочь купеческая, главное слово «дочь», дочь (какая?) купеческая, купеческая - имя прилагательное.)
6. (младший брат, главное слово «брат», брат (какой?) младший, младший – имя прилагательное.)
7. (в грязное болото, главное слово «болото », в болото (какое?) грязное, грязное - имя прилагательное.)
- От какой части речи мы ставили вопросы к прилагательному?(От существительного)
- На какие вопросы отвечали прилагательные? (Какой? Какого? Какая? Какое?)
- Какой пункт нашего плана мы реализовали?
(1. Учиться задавать вопросы к именам прилагательным.)
2. Классификация по признакам имен прилагательных
1) Наблюдение за значением прилагательных, поиск лишних слов в ряду, выделение новой тематической группы (с.89 упражнение 2,3с.89)
(Работа в парах)
- Каков следующий пункт нашего плана?
2. Учиться группировать прилагательные по определённым признакам. Упр .2, 3
- Прочтите текст задания упражнению 2. Ознакомьтесь со словами.
Пары, парты которых обозначены цифрой 1 выпишут слова, которые обозначают цвет. Запишите в тетрадях «цвет» с заглавной буквы, поставьте двоеточие и запишите слова, которые обозначают цвет.
- Чем будут заниматься другие группы? (У нас на парте цифра 2.Мы будем выписывать слова 2 группы: размер. И т.д)
- Пары, парты которых обозначены цифрой 6 будут работать с заданием упражнения 3 с.89. Прочтите задание.
- Что будете делать вы? (В каждой группе найдём лишнее слово, запишем в тетрадь и дадим название группе слов с общим значением.)
Демонстрация слайда 3 (таблица заполняется по щелчку)
Самопроверка.
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Цвет |
Размер |
Материал (из чего сделан) |
Время
|
Принадлежность кому-либо |
Форма предмета |
белый |
большой |
хрустальный |
осенний |
бабушкин |
овальный |
желтый |
длинный |
каменный |
майский |
мамин |
кривой квадратный |
|
узкий |
кожаный |
утренний |
заячий |
круглый |
- По каким признакам мы распределили имена прилагательные в группы?
(По цвету, размеру, материалу, времени, принадлежности, форме)
- С какими признаками работали дети в упражнении 3? (Температура, вкус, качества характера человека, признак – оценка предмета. Выделили группу – форма предмета.)
- Какой пункт нашего плана мы реализовали? (2. Учиться группировать прилагательные по определённым признакам.)
- Что мы пониманием под признаком имён прилагательных?
(Вывод: под признаком имён прилагательных мы понимаем цвет, размер, материал, время, принадлежность кому-либо, форму предмета.)
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
1. Наблюдение за зависимостью прилагательного от имени существительного
- Каков следующий пункт нашего плана?
3. Узнаем, от какой части речи зависит имя прилагательное.
Рубрика «Давай подумаем»
1. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (Фронтально)
- Прочтите часть текста рубрики до слов «Сравни два предложения…»
- Права ли Даша?
(Высказывания детей: главное слово «суп», суп (какой?) вкусный, вопрос ставим от существительного «суп» к прилагательному «вкусный», значит «вкусный» зависимое слово и т.д.)
- Прочитайте следующую часть текста рубрики.
Сравни: …….
- В каком предложении понятно, о чём пойдёт речь?
- От какой части речи зависит прилагательное?
(ВЫВОД: Имя прилагательное зависит от имени существительного.)
- Какой пункт плана нам удалось реализовать?
(3. Узнаем, от какой части речи зависит имя прилагательное.)
2. Выявление грамматических признаков имени прилагательного (Работа в парах)
- Назовите следующий пункт нашего плана?
(4. Выяснить грамматические признаки имён прилагательных)
С грамматическими признаками имён прилагательных нас познакомит рубрика «Тайны языка».
- Прочтите часть текста до слов «В словосочетании…»
- Что вы узнали о форме имён прилагательных? (Форма имён прилагательных может меняться).
- Назовите примеры из рубрики. Слова одинаковые или разные?
(Слово одно и то же, меняется форма слова.)
- Какие грамматические признаки рассматриваются? (Род, число, падеж.)
- Тогда что вы можете сказать об изменении формы прилагательного?
(Форма прилагательного изменяется по родам, числам, падежам.)
- Прочтите часть текста от слов «В словосочетании…» до примеров образца.
- Какую форму в словосочетании может иметь прилагательное? (Ту же форму рода, числа и падежа, что и существительное.)
- Как называется такая связь? (Согласование)
А теперь перескажите содержание рубрики соседу.
- Рассмотрим образцы рубрики.
(Образец рассуждения: интересная книга, главное слово книга, зависимое интересная. Существительное «книга»- ж.р.. ед.ч., Им. п., значит, прилагательное «интересная» тоже именительного падежа. И т.д.)
- Какой пункт плана нам удалось реализовать?
(4. Выяснить грамматические признаки имён прилагательных)
- Каковы грамматические признаки имён прилагательных?
ВЫВОД: грамматические признаки имён прилагательных - РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.
Оцените свою работу и работу соседа.
3. Разработка алгоритма по определению рода, числа, падежа прилагательного
(Работа в группах)
- Назовите следующий пункт нашего плана?
5. Научимся определять грамматические признаки имён прилагательных. Составление алгоритма
- Разработаем алгоритм последовательности действий для определения таких грамматических признаков прилагательного, как род, число, падеж.
Как определить род, число, падеж им. прилагательного
Задание 1 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания берёзовая роща.
(Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист: определяю род, определяю число, определяю падеж. Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.)
Задание 2 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания по синему небу
(Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист «Алгоритм определения рода, числа, падежа прилагательного: ставлю сущ. в начальную форму, определяю род, определяю число, определяю падеж. Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.)
Задание 3 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания весёлой песни.
Задание 4 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания добрыми сказками.
Задание 5 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания о школьной жизни.
Презентация результатов работы
1 группа:
Как определить род, число, падеж им. прилагательного в словосочетании берёзовая роща? |
|
Определяю род. |
|
Определяю число. |
|
Определяю падеж. |
|
Вывод: ж.р., ед.ч., И.п. |
2 группа:
Как определить род, число, падеж им. прилагательного в словосочетании по синему небу? |
|
Ставлю сущ. В начальную форму. |
|
Определяю род. |
|
Определяю число. |
|
Определяю падеж. |
|
Вывод: по синему небу - ср.р., ед.ч., Д.п. |
3 группа:
Как определить род, число, падеж им. прилагательного в словосочетании весёлой песни? |
|
Ставлю сущ. В начальную форму. |
|
Определяю род. |
|
Определяю число. |
|
Определяю падеж. |
|
Вывод: весёлой песни - ж.р., ед.ч., Р.п. |
4 группа:
Как определить род, число, падеж им. прилагательного в словосочетании добрыми сказками? |
|
Ставлю сущ. вначальную форму. |
|
Определяю род. |
|
Определяю число. |
|
Определяю падеж. |
|
Вывод: добрыми сказками - ж.р., мн.ч., Т.п. |
5 группа:
Как определить род, число, падеж им. прилагательного в словосочетании о школьной жизни? |
|
Ставлю сущ. В начальную форму. |
|
Определяю род. |
|
Определяю число. |
|
Определяю падеж. |
|
Вывод: о школьной жизни.- ж. р., ед.ч., П.п. |
- Что необычное заметили в работе 1 группы? (3 пункта, а в остальных 4).
- Почему так получилось? (Не пришлось ставить им. сущ. в начальную форму. Существительное роща имеет форму ед.ч., И.п.. Это начальная форма имён существительных)
Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.92
Рубрика «Обрати внимание» познакомит нас с начальной формой имени прилагательного.
- Какие пункты нашего плана мы реализовали?
5. Научимся определять грамматические признаки имён прилагательных.
V. Итог работы
- Что мы узнали? Чему учились? (Узнали, что имя прилагательное зависит от имени существительного. В словосочетании и предложении имя прилагательное имеет ту же форму рода, числа и падежа, что и существительное. Разработали алгоритм последовательности действий для определения грамматических признаков прилагательных:, рода, числа, падежа.)
VI. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Цель: проконтролировать умения я использовать полученные знания, умения.
- Какой следующий пункт плана?
6. Упражняться в определении грамматических признаков имён прилагательных Упражнение 5
Упражнение 5 с.91 направлено на применение новых знаний
(Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой)
- Прочитайте задание. Обратите внимание на образец. Пронумеруйте словосочетания. Сколько их получилось? (10)
Пары, парты которых обозначены цифрой 1 работают с 1-ым и 2-ым словосочетаниями.
Какие словосочетания выполнят дети на парте которых ц.2? 3?4?5?
Взаимопроверка.
Сопоставление с образцом. (ПОД ЭКРАНОМ)
1. Лесных шорохов - м.р., мн.ч., Р.п. 2. С душистыми ландышами - мн.ч., м.р., Т.п. 3. Спелую землянику - ж.р., ед.ч., В.п. 4. Березовый лес - м.р., ед.ч., И.п. 5. В беличьем дупле - с.р., ед.ч., П.п. 6. Пушистому хвосту - м.р., ед.ч., Д.п. 7. Соловьиным пением - с.р., ед.ч., Т.п. 8. У глубокой норы - ж.р., ед.ч., Р.п. 9. О дубовой роще - ж.р., ед.ч., П.п. 10. Красивыми озерами - мн.ч., ср.р., Т.п. |
- Какой пункт плана мы реализовали? 6. Упражняться в определении грамматических признаков имён прилагательных. Оцените свою работу и работу соседа. |
VII. Рефлексия
- Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? (Расширить представления об имени прилагательном.)
- Как вы считаете, мы достигли цели?
VIII. Итог урока
- Какие вопросы по теме урока вы можете задать друг другу?
1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2. Что мы понимаем под признаками имён прилагательных?
3. От какой части речи зависит имя прилагательное?
4. Каковы грамматические признаки имён прилагательных.
5. Чему мы научились?
или
- Поднимите руки, кто согласен с утверждением.
Я могу объяснить, как определить грамматические признаки имён прилагательных.
Я испытываю затруднения, нужна помощь.
- Оцените свою работу с помощью листа оценки.
- Кто из вас выполнил задание без ошибок?
- Кто выполнил задание и допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил более 3-х ошибок?
- В листке осталась графа и моей оценки, я проверю результаты работы в тетради и оценю вашу работу.
IX. Домашнее задание
с.91, упражнение 4 (По желанию определить грамматические признаки имён прилагательных)