Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Как найти в слове окончание?"

Педагогическая цель: закрепление знаний об окончании, формирование знаний о нулевом окончании.

Планируемые образовательные результаты:

  • умение находить окончание в словах;
  • наблюдать за изменяемой частью слова;
  • формировать навыки определения окончания в словах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и формы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
  • Письменные (запись в тетради и на доске).
  • Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы: учебник русского языка УМК "Школа России" 3 класс, 1 часть.

Наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, презентация.

Оборудование: мультимедийная презентация, телевизор, компьютер.

Технологическая карта урока русского языка

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, чтобы у вас на столах лежал учебник русского языка, тетрадь в редкую косую, дневник и пенал.

Сели тихо, спины ровно.

Лишних слов не пророня,

Мы сейчас изучим тему,

Глазки смотрят на меня!

Приветствуют учителя, настраиваются на активную рабочую деятельность

 

 

 

Сообщение темы
урока

 

Определение целей урока

 

Повторение о глаголе

 

Объяснение нового

материала.

Наблюдение над языковым материалом

 

 

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Словарная работа

Запись слов в тетрадь с иллюстраций (Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, сорока)

А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку.
Проворонила ворона вороненка.
- Что это?
- Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе.
- Назовите орфограммы в словах.
(Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона)

 

- На слайде у нас несколько слов среди которых вам надо выделить лишнее.

(Существительное, глагол,прилагательное,окончание,

числительное)

- Какое же слово лишнее?

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
А какие цели мы поставим перед собой ? (Вспомним что мы знаем об окончании; Узнаем, что такое нулевое окончание)

А какие задачи мы перед собой поставим? (Прочитайте с доски)

1. Вспомним, что такое окончание.

2. Исследуем для чего нужно окончание.

3. Научимся выделять нулевое окончания.

4. Оценим свои учебные действия.

- Откройте учебник на странице 81 найдите правило в оранжевой таблице. Прочитайте.

- Чтобы найти окончание в слове что нужно сделать?

- Окончание, потому что окончание это часть слова, а все остальное самостоятельные части речи.

- Об окончании.

- Вспомним что такое окончание.

 

Физминутка

Видео-физминутка

Выполняют указания учителя

Первичное закрепление знаний.

Ребята, отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река)

- Запишите отгадку. (Ученик у доски)

Найдите и выделите окончание в слове река.

- Какое окончание вы выделили

- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

Откройте учебник на странице 82 упражнение 149.

(один ученик работает у доски)

- Ребята, а какое окончание в слове Обед? (Проблемная ситуация)

- В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым. Посмотрите, как обозначается нулевое окончание.

На доске запись:
Золотой листва ложились на земля.
- Можно ли назвать данные слова предложением?

- Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение.

- Запишите получившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в парах)

Повторение правил работы в парах.
- Чтение предложения записанного и на доске.
Желтая листва падала на землю.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком.

Учитель показывает, как выделять окончание.

- Что, вы выделили? (Окончание)
- Вы догадались, какую роль в предложении играет окончание?

 

Итог урока

 

- Задание: выделите в словах пословицы окончание.

Делу – время, потехе – час

Проверка с доской.

Кто выделил окончание во всех словах правильно, поставьте себе 5, кто допустил одну ошибку поставьте себе 4, кто допустил 3 ошибки поставьте себе 3. (аккуратно карандашом на полях)

- Кто сделал так же как я? С чем вы не согласны? (Дети не выделили окончание в слове час?)

 

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

 

Рефлексия

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? 

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Оценивают свою деятельность на уроке

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!