Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?». УМК «Школа России»
Планируемые результаты:
Личностные:
Ученик научится:
- уважению к чужому мнению;
- потребности проявления социально ценных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу;
- навыкам самооценки
- навыкам сотрудничества, умению не создавать конфликты и находить выходы из конфликтных ситуаций;
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- контролировать и оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- планировать совместные действия;
Коммуникативные:
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- вести диалог, слушать собеседника;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации
- выделять существенную информацию.
Предметные:
- применять знания нахождения окончания в слове
Цель: ценностное отношение к совместной деятельности через развитие умения находить окончание в слове.
Задачи: применение знаний для развития навыков нахождения окончания в слове, развитие умений в практической деятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: практические
Формы: парная.
Этапы урока |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
|
Приветствует. Настраивает на урок. Даёт инструкцию по правилам совместной работы на уроке и правилах оценивания. |
Проверяют готовность к уроку. Договариваются совместно с учителем о правилах работы в парах. |
2. Актуализация знаний. Цель: организовать работу по формированию умений находить «опасные места» в словах; Проверка. Оценивание |
- Записать число, подчеркнуть орфограммы. 23 октября. Классная работа.
|
Даёт задание записать число и найти «опасные места» в словах (знакомые орфограммы). Предлагает проверить и оценить |
Работают в тетрадях. Записывают число. Составляют внутреннюю речь по объяснению орфограмм. Подчёркивают орфограммы. Проверяют. Корректируют. Оценивают. |
3. Самоопределение к деятельности. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Отгадайте загадку и назовите тему урока. Изменяемая часть С другим словом держит связь. А когда его найдём, Его в рамочку возьмём. Какое слово будет отгадкой? Вспомните, что мы уже знаем по этой теме? Что хотели бы узнать? А можем мы сказать, что такое окончание? Как найти окончание в слове?
|
Загадывает загадку Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Так какая же будет тема нашего урока? Постановка проблемы. Учитель наталкивает на поиск решения проблемы. (с одной стороны… да, можем сказать. С другой стороны… нет. Не можем сказать. Нас это удивляет? Как же быть? Добывать знания. |
Отгадывают загадку. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план решения учебной задачи. Вспоминают, что знают, дают ответы, делают предположения. Открытие знаний вместе с детьми. |
4. Работа над темой. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Тест.
Проверка. Самооценка.
Работа с правилом по учебнику. |
2. Ответьте кратко: да или нет: Окончание - часть речи? Окончание - изменяемая часть слова? Окончание входит в основу слова?Окончание служит для связи слов в предложении? У одного и того же слова могут быть разные окончания? С помощью окончания образуются новые слова? Окончание может быть нулевым? Скажите, в каком вопросе есть проблема для вас? (это 3 вопрос) Почему? Что такое окончание? Как найти окончание? Сравните свой вывод с правилом по учебнику. (стр.80) Прочитайте правило еще раз, закройте учебник и расскажите правило соседу по парте. |
Предлагает детям выполнить тест в парах. Учитель говорит о том, что это пока неоткрытые знания, которые предстоит узнать. Предлагает детям вспомнить, что такое окончание, как найти окончание в слове. Предлагает проверить и оценить. Работа в группах по заучиванию правила. |
В парах кооперируют усилия по решению учебной задачи Сличают результат по образцу. Оценивание. Поиск решения проблемы.
Следят за правильностью ответов обучающихся.
По учебнику читают правило. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. |
5. Первичное закрепление новых знаний Типовое (в знакомой ситуации) Проверка. Самооценка. Цель: организовать работу со словарями. Самооценка. Вывод.
|
3. Прочитайте (стр.79 упр.142)
Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осины ярко-зелёный, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осине рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осину и в загадке говорится: никто не пугает, а вся дрожит. Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что в нём менялось? Что обозначает это слово – осина.? Где можно узнать лексическое значение слова?
Выпишите только выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть – окончание. Прочитайте, какие слова записали.
Что это задание нам даёт? Для чего мы его выполняли? |
Организует работу в парах по формированию умений находить окончания в словах.
Учит советоваться в паре и давать ответ на вопросы
Предлагает в парах поработать со словарями.
Предлагает записать слова и обозначить в них окончание. Слайд №5 Ставит перед учащимися вопрос и учит давать ответ. |
Решают учебную задачу, совещаясь в группе.
Работают в паре. Находят толкование слова: осина.
Работают в тетрадях, выполнение учебного задания. Самооценка. Работают в паре по поиску ответа на вопрос. Выдвигают гипотезу и её обоснование. Формулируют выводы |
Гимнастика для глаз. Физминутка Цель: Снятие усталости с глаз |
|
Организует выполнение гимнастики для глаз и физминутки. слайд №7 |
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации Выполняют физминутку |
Конструктивное (в изменённой ситуации)
Самооценка.
Вывод.
|
Прочитайте (стр.80 упр.144) Хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса). Составляет ли каждая пара слов словосочетание? (нет) Почему? Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? А что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего же служат окончания? Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса. Что это задание нам даёт? Давайте проверим свои предположения с выводом в учебнике стр. 80, где внизу галочка. Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении. |
Учит объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание» Слайд № 6 Ставит перед учащимися вопрос и учит на него отвечать.
Подводит детей к обобщению знаний. |
Работают в парах, записывают словосочетания в тетрадях. Учатся думать, решают учебную задачу. Самооценка. Думают, обсуждают, участвуют в диалоге, сотрудничают.
|
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цели: - организовать работу в парах.
Самопроверка. Вывод.
|
Учебник стр. 81 упр. 147 Прочитайте, в чём сходство и различие каждой пары выделенных слов? 1.Трава - травы, свеча -…кольцо - …, письмо - … . 2. Зелёное (поле) – зелёные (поля), молодой (лес) - … . 3. Растёт – растут, поёт - …, кричит - … Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (нет) Почему? (это форма одного и того же слова) Запишите рядом с каждым словом это же слово, но в форме множественного числа. Выделите в словах окончания. Что мы узнали, когда выполнили это задание. ( чтобы найти окончание, надо изменить форму слова ед.ч. на мн.ч. |
Предлагает составить план решения учебной задачи и коллективно выполнить.
Предлагает обсудить в парах и дать ответ. Организует самопроверку.
Читают правило по учебнику стр. 81 |
Коллективное выполнение задания.
Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Работают в тетрадях, записывают. Доказывают написанное, читая вслух, по очереди каждая пара. Читают в парах, рассказывают, запоминают. |
Подведение итогов Подведение детей к итогу деятельности на уроке и анализу выполнения учебной задачи. |
Задаёт вопросы о задачах урока, которые ставились. (развивали умения находить окончание в слове). Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки (другие части слова и основа слова) - Что такое окончание? - Как найти окончание в слове? - Для чего служит окончание в слове? |
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу в группах
Учитель спрашивает учащихся по парам. |
Учащиеся с достаточной полнотой и точностью учатся выражать свои мысли. |
Этап разъяснения домашнего задания |
|
Не задано, т.к. это пятница. |
Слушают, уточняют. |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценочная деятельность |
Рефлексия. - Понравился ли вам урок? - Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями? - Остались ли у вас вопросы? - Довольны ли вы своей работой? - Давайте проверим! 1.Рефлексия деятельности и содержания учебного материала. Методика «5 пальцев» Значения: и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чём-то помогли? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья? 2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. На партах лежат полоски: красного цвета, желтого и зеленого. Сейчас я попрошу каждую пару оценить свою работу на уроке. Возьмите на партах полоски и прикрепите одну всего лишь на плакат, ту, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке. Значения: КРАСНЫЙ - ОТЛИЧНО ЖЁЛТЫЙ - ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗЕЛЁНЫЙ - ХОРОШО Поднимите руку, кто хочет поблагодарить своего партнёра за хорошую работу? |
Предлагает выполнить самооценку. Учитель оценивает эмоциональное состояние учащихся, деятельности учащихся на уроке и её результатов на уроке. Подведение итогов. Учитель использует методику «5 пальцев»
Использование учителем метода рефлексивной деятельности «Цветограмма». Определение уровня сложности. Выставление и комментирование оценок за урок.
|
осуществлять рефлексию
Рефлексия деятельности и содержания учебного материала помогает учащимся осмыслить свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения)
Ребята осмысливают и оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу Учащиеся парами подходят к плакату «Моё разноцветное настроение » и прикрепляют соответствующую полоску, которая отражает настроение. |