Методика подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку

Успешная сдача экзамена по русскому языку – ежедневная кропотливая работа как учителя, так и его учеников.

Постоянные изменения, появляющиеся в контрольно-измерительных материалах, лишний раз доказывают, что подготовку к итоговой аттестации обучающихся целесообразно начинать как можно раньше.

Поэтому одна из приоритетных задач на уроке – не только изучение основных правил орфографии и пунктуации, но и их осмысление, обработка и систематизация. Иными словами, обучающимся нужно наглядно показать то, как работает то или иное правило, и то, где и как его можно применить.

В связи с этим появилась необходимость выстроить такую систему работы, которая учитывала бы все важные факторы: и подготовку к выполнению тестовой части экзаменационной работы, и формирование умений при написании изложений по текстам разных жанров, а также сочинений на заданную тему.

В подготовке к сочинениям очень помогают уроки литературы, на которых предлагаю обучающимся определить проблему изучаемого произведения, позицию автора, а также выразить личное мнение по проблеме. Данную работу провожу не только в устной, но и в письменной форме, чтобы в дальнейшем можно было скорректировать ход мыслей ребят, указать на типичные ошибки. Результатом такой работы служит создание собственного банка аргументов, который пополняется с каждым годом.

При подготовке к написанию изложений также помогают уроки литературы, на которых обучающиеся отрабатывают навыки пересказа разных видов: сжатого, подробного и выборочного. В том числе предлагаю письменный пересказ отдельных эпизодов. Однако в ходе данной работы у отдельных обучающихся была обнаружена проблема с делением текста на смысловые отрезки.

Поэтому для уроков русского языка, предназначенных для подготовки к написанию изложения, разрабатываю карточки 2-х видов: для слабых обучающихся – текст с неправильным делением на абзацы, для сильных – текст без деления на абзацы и предлагаю правильно определить микротемы. Закрепление этого навыка проходит в традиционной для ОГЭ форме написания изложения: обучающиеся слушают аудиозапись изучаемого литературного произведения, а после пересказывают его устно или письменно.

Работа по подготовке к выполнению заданий тестовой части ОГЭ также начинается в 5-ом классе и проходит практически на каждом уроке, где обучающиеся не только знакомятся с новым правилом, но и учатся обрабатывать и систематизировать теоретический материал

В этом помогает практика работы со "Справочником". Как и любой другой учитель понимаю, что держать в голове такое количество теории ни один, даже самый прилежный ученик, не в состоянии.

Именно поэтому предлагаю каждую изучаемую на уроке тему фиксировать в отдельную тетрадь, условно названную "Справочник по теории русского языка". Его содержание включает в себя информацию по всем разделам языкознания в форме схем, таблиц, алгоритмов, подкрепленных примерами и исключениями.

Преимуществ у данного вида работы несколько.
Во-первых, ведение собственного "справочника", в отличие от купленного готового пособия "Русский язык в схемах и таблицах", дает обучающимся возможность "погрузиться" в изучаемую тему и научиться мыслить схемами.'

Во-вторых, это хороший способ приучить ребят к самостоятельности: если сложные темы подробно разбираются в классе, то более простые можно предложить для самостоятельного осмысления. Например, в 7-ом классе перед изучением темы "Н и НН в наречиях на -о и -е" в качестве устного домашнего задания даю обучающимся на повторение темы "Н и НН в прилагательных" и "Н и НН в причастиях", а далее предлагаю самостоятельно составить схему на новое правило, подобрать примеры.

В-третьих, информация, отбираемая для справочника, выходит за рамки школьного учебника, что позволяет обучающимся с высоким уровнем мотивации использовать полученные на уроке знания при решении олимпиадных заданий.

Для закрепления каждой изученной темы предлагаю ученикам несколько уровней заданий: 1 уровень – задания учебника, позволяющие быстро проверить степень усвоения материала; 2 уровень – задания на поиск слов с новой орфограммой или предложений с новой пунктограммой. В качестве материала для заданий 2-го уровня использую открытый банк заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, тщательно отбирая их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

В зависимости от конкретной темы объем и сложность заданий варьируются: от нескольких тестовых заданий в конце урока открытия новых знаний или в начале следующего за ним урока до включения их в комплексный анализ текста, предлагаемый в конце изученного раздела.

Результат данной работы виден уже к концу 5-го класса: более сильные обучающиеся демонстрируют его при написании как плановых контрольных работ, так и Всероссийской проверочной работы. Таким образом, данная система позволяет охватить практически каждого ученика, вовлечь его в учебный процесс и подготовить к успешной сдаче экзамена.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!