Система подготовки к ЕГЭ по математике воспитанников с разным уровнем учебных достижений

Под системой принято понимать целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Рассмотрим основные составные части, формирующие систему работы по подготовке к ЕГЭ.

Во-первых, это дифференцированный подход, применение которого способствует созданию ситуации успеха, позволяет эффективно подготовиться к итоговой аттестации не только успешным обучающимся, но и слабоуспевающим. Воспитанники в одном классе имеют разный уровень подготовки по предмету.

Кроме того, с 2015 года ЕГЭ по математике разделен на 2 уровня: базовый и профильный, а с 2019 года можно выбрать только один из них. Поэтому основой для формирования групп обучающихся служат не только текущие отметки по предмету и анализ входной диагностической работы, но и выбор уровня сдаваемого экзамена. Первую группу составляют те, которым на данном этапе подготовки посильно решение только некоторых заданий с кратким ответом.

Подготовка к ЕГЭ по математикеПодготовка к ЕГЭ по математике

Обучающиеся второй группы успешно выполняют задания части с кратким ответом, но испытывают затруднения при решении заданий с развернутым ответом. Мотивированные воспитанники с хорошими познавательными способностями, которым требуется помощь при решении заданий повышенной сложности, составляют третью группу. Группы мобильные: со временем возможен переход в группу с более высоким уровнем подготовки.

Поскольку ЕГЭ по математике базового уровня и ЕГЭ по математике профильного уровня представляют собой два совершенно разных экзамена, с теми, кто выбрал экзамен базового уровня сложности, целесообразно заниматься отдельно.

Во-вторых, подготовка должна быть непрерывной и систематичной, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Поэтому при изучении нового учебного материала в 10-11 классах, с целью постоянного повторения учебного материала, изученного ранее, в качестве устного счета применялись задания ЕГЭ с кратким ответом. В целях эффективного использования времени на экзамене, велось обучение воспитанников приемам быстрого и рационального счета.

Уделялось особое внимание формулировке заданий: дело в том, что задания из учебников, такие как, "Решите уравнение...", составителями КИМов ЕГЭ преобразовали в "Найдите сумму корней уравнения" или "Какому промежутку принадлежит корень". Такие формулировки непривычны обучающимся, а выполнение дополнительного действия иногда приводит к ошибке. Для адаптации в тренировочные тесты и тематические контрольные работы систематически включались задания с дополнительными условиями типа "найти среднее арифметическое корней уравнения", "найти среднее геометрическое корней уравнения" и т.д.

При подготовке к решению некоторых заданий необходима зачетная система. Так, для решения тригонометрических уравнений, нужно знать наизусть много формул, значения тригонометрических функций различных углов. Для решения логарифмических, показательных неравенств необходимо знание метода рационализации. В ходе решения стереометрических задач необходимы формулы площадей поверхностей, объемов.

Эти вопросы выносились на зачет-коллоквиум. Некоторые задания полезно решать несколькими способами. Например, угол между плоскостями можно найти геометрическим способом, можно применить координатный метод, а можно воспользоваться методом проекций. С этой целью проводились "уроки решения одной задачи".

На занятиях элективного курса "Математика плюс" для ознакомления воспитанников со структурой профильного (базового) экзамена разбирались задания ЕГЭ прошлых лет и задачи открытого банка ФИПИ. Работа строилась по принципу "вариант на неделю": задания брались с сайтов или из дополнительной литературы по подготовке к ЕГЭ. Обучающиеся выполняли работы на листах А4, соблюдая правила заполнения бланка ответов № 1, выписывали справа ответы.

Затем обязательно проводилась самопроверка и работа над ошибками по следующему плану: указать ошибку, объяснить, почему она допущена, наметить пути ее коррекции, т. е. какой теоретический материал надо повторить и какие задания выполнить. Каждым воспитанником велась отдельная теоретическая тетрадь для записи формул, теорем, алгоритмов решения типовых заданий и др. "Сложные" задания ЕГЭ второй части ЕГЭ разбирались в рамках работы кружка "В лабиринтах математики". Большинство вопросов решалось в ходе проведения индивидуальных консультаций.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. При помощи дистанционного обучения, подготовка к ЕГЭ продолжалась и на каникулах.

Почти все воспитанники положительно оценили такую форму работы, как видео разбор заданий, поскольку можно остановиться и, если что-то не понятно, несколько раз вернуться вновь к тому, что уже сказано.

В-третьих, важно осуществлять постоянный контроль результативности, ведь диагностика уровня усвоения знаний и умений позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. В 10 и 11 классах в течение всего учебного года систематически проводились диагностические и тренировочные работы в формате ЕГЭ, которые предлагала система СтатГрад, поскольку такие работы не только готовят к ЕГЭ психологически, но и позволяют вести как индивидуальный мониторинг, так и мониторинг по классу в целом.

В-четвертых, готовность обучающегося к экзамену это не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые ему решить под силу, способность к самоконтролю, умение правильно распорядиться отведенным временем. Для этого в ходе диагностических работ необходимо обучить воспитанников таким эффективным приемам техники выполнения теста, как жесткий самоконтроль времени, "спиральное движение" по тесту, оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий, прикидке границ результатов и минимальной подстановке.

Как показала практика, натаскивание на варианты ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. Применение способов, приемов, методов, описанных выше, в ходе работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ, позволило обеспечить получение достаточно прочных знаний: по результатам ЕГЭ (2019 г.) все обучающиеся преодолели минимальный порог (27 баллов) для поступления в вузы и получения аттестата, 61% обучающихся набрали 61-75 баллов, а 22% - более 75 баллов.

Размер:
13.98 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: обмен опытом, ЕГЭ, математика