Учителю на заметку, оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся необходимо:
- создать атмосферу особой доброжелательности при опросе;
- снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски;
- предложить учащимся примерный план ответа;
- разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложенинового материала:
- поддерживать интерес к усвоению темы;
- чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- привлекать их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;
- привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке
- разбивать задания на части, этапы;
- ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминать приемы и способы выполнения задания;
- указать на необходимость актуализировать то или правило;
- ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
- инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих;
- тщательно контролировать их деятельность, указывать на ошибки.
При организации самостоятельной работы:
- выбирать для групп успевающих наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- подробно объяснять последовательность выполнения задания;
- предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.
Профилактика неуспеваемости
1. В процессе контроля за подготовленностью учащимися
- Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
- По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания.
2. При изложении нового материала
- Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала.
- Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоении учебного материала.
- Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
- Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке
- Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
- Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.
- Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.
- Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
- Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной работы вне класса
- Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
- Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
- Четко инструктировать учеников о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими детьми.
- Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика