Система оценки образовательных результатов у обучающихся 5-6 классов в контексте ФГОС ООО

"Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?".

Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: "Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто".

Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как знание ради знания, а как знание для решения жизненных проблем? Если нет жизненной необходимости, - значит, нет интереса к получению знания и тогда… в голове ученика - ветер.

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, одной из чудодейственных "скрепок", способных удержать улетающих детей, является освоение и внедрение в процесс обучения системы контроля и оценки знаний, умений и навыков, что является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности на уроках английского языка.

И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

В связи с этим, разработала и апробировала свою систему оценивания образовательных результатов школьников 5-6-х классов, которая, на мой взгляд, точно и объективно позволяет отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий; но и дает действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях учащегося, о достижении им планируемых результатов обучения.

Все предложенные формы, техники и приемы оценивания учебных достижений обучающихся при грамотной деятельности учителя могут стать реальным помощником в организации полноценной учебной деятельности школьников. Применение представленной системы оценки образовательных результатов у обучающихся 5-6 классов в контексте ФГОС ООО позволяет успешно решать следующие затруднения и проблемы в обучении английскому языку:

  • низкая мотивация к обучению;
  • низкая познавательная активность;
  • низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей;
  • непонимание, как оценивать разные направления своей учебной деятельности;
  • формирование механизма самореализации личности;
  • возможность интеграции знаний по предметам.

Где накапливать оценки и отметки? При оценивании результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования используется технологический пакет документов. В нашем случае, это:

  • рабочий журнал учителя (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);
  • таблицы предметных и метапредметных образовательных результатов;
  • дневник достижений школьника (папка учебных достижений ПИУД): (включающий таблицы требований и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки);
  • сборники проверочных и контрольных работ, в которых задания соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований.

Классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию. Текущие оценки в виде отметок фиксируются в тетради, в дневнике, в классном журнале.

Оценка универсальных учебных действий по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексной контрольной работы фиксируется в специальном журнале оценивания УУД. Сводная ведомость в журнале оценивания УУД заполняется по окончании каждой четверти. Проводится анализ таблицы по вертикали по классу в целом, по горизонтали (результаты каждого ученика), делается вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников.

На мой взгляд, модель системы оценки качества школьного иноязычного образования в рамках ФГОС ООО можно представить "горной цепью", где при критериальном оценивании возникают определенные сложности и проблемы.

Система оценки качества школьного образования "Горная цепь"Система оценки качества школьного образования "Горная цепь"

Реализацию целей всех уровней иноязычного образования (развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка) контролирует внешняя оценка.

Внешняя оценка проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования.

Примерами осуществления внешней оценки служат краевые контрольные работы (ККР), всероссийские проверочные работы (ВПР); государственная итоговая аттестация (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ); национальные исследования качества образования (НИКО), федеральные и региональные мониторинговые исследования. В 5-6-х классах (в нашем случае), это - всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО).

Практика использования внутренней оценки представлена:

  • тестовой системой контроля;
  • балльно-рейтинговой системой (использование европейской системы – перевод 100-балльной шкалы в их числовые коэффициенты: учет оценки ведется в программе Excel; зачетной единицей считается тест после прохождения темы). Рейтинг (полугодовой, годовой) определяется как среднее арифметическое отметок тестовых работ обучающихся, отметки выставляются в дневник целыми числами в соответствии с правилами математического округления, оценочные листы же сохраняются в дневнике достижений ученика (ПИУД);
  • текущей (тематической) и итоговой оценкой (урочная система осуществляется тематически в соответствии с УМК "Rainbow English");
  • промежуточной аттестацией (согласно ст.58 Федерального закона "Об образовании в РФ" №273-ФЗ освоение образовательной программы по ВСЕМ предметам учебного плана сопровождается ПА обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном ОО);
  • оценкой проектной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (мини-проекты оцениваются по принципу "Яблочный пирог" ("Apple Pie") (Рисунок 3): критерии оговариваются до 1 этапа работы над мини-проектом; на втором этапе обучающиеся оценивают самостоятельную/групповую работу. Предусмотрено и ранжирование оценки: если обучающийся не претендует на "5", он может упустить 15% из манеры презентации. Отметка же выставляется согласно переводу 100-балльной шкалы в их числовые коэффициенты; она представлена таблицей (Таблица 1);
  • своеобразными путеводителями с элементами рефлексии служат листы наблюдений (самооценки), позволяющие ориентироваться в блоке тем; параметры самооценки через рефлексивные предложения "Я знаю! Я практикую!" (2 балла), "Я "уловил" смысл" (1 балл); "Я не могу!" (0 баллов) и т.д.;
  • инструментом сбора, хранения и планирования дальнейшей работы направленной на достижение планируемых результатов служит папка индивидуальных учебных достижений (ПИУД) (структурный УМК "Радужный английский").

Внутренняя оценка качества школьного иноязычного образованияВнутренняя оценка качества школьного иноязычного образования

Система оценки качества школьного иноязычного образования напрямую связана с современными образовательными технологиями; обязательно сочетание традиционных и нетрадиционных способов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся 5-6-х классов с целью повышения эффективности иноязычного образования в школе в урочной и внеурочной деятельности.

А теперь более подробно. Как это все работает? Итак, как организую оценивание предметных планируемых результатов?

I. Стартовая диагностика проводится в начале учебного года с целью мониторинга уровня готовности обучающихся для реализации новых учебных задач. Зачастую это комплексная работа, включающая задания, позволяющие проверить тот или иной навык работы, то или иное умение, необходимое для дальнейшей успешной учебной деятельности. Задания формируются на основе тех предметных умений, которыми ученик должен уже владеть, они прописаны в "Планируемых результатах".

II. Промежуточная диагностика проводится в декабре. Она направлена на проверку индивидуальных образовательных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Промежуточная диагностика позволяет обнаруживать пробелы и корректировать дальнейшую деятельность учителя и ученика.

На этом этапе проверяются как уже сформированные умения, так и только формируемые для дальнейшей коррекции действий. Работа строится в соответствии с требованиями, предъявленными в "Планируемых результатах". Такие работы составляются или используются готовые. После проведения, работы проверяются, результаты проверки фиксируются и анализируются, а потом определяются западающие умения, которые продолжаю формировать как на уроках, так и внеурочных занятиях.

III. Итоговая диагностика проводится в два этапа, на двух занятиях по 45 минут каждое. Устную часть провожу отдельно от письменной. Итоговая работа интегративна по характеру. Это позволяет проконтролировать языковые навыки в области произношения и орфографии, не проверяя их отдельными заданиями. Они проверяются опосредованно, при проверке умений говорения и письма. После выполнения заданий проводится их анализ. Это позволяет сделать выводы об успехах и трудностях ученика.

Стартовая, промежуточная и итоговая (по концу года) диагностики оцениваются по уровням. Каждый уровень соответствует определенной отметке по пятибалльной системе. Данные заносятся в таблицы. По данным таблицам я могу проанализировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению предметными результатами:

Оценки по пятибалльной системе выставляю в классный журнал. Результаты оценки, полученной в ходе промежуточного и итогового оценивания, фиксируются в листе оценки предметных результатов. Лист оценки представлен в виде таблицы, где в горизонтальных колонках внесены все учебные умения, которые ученик научится выполнять в результате изучения темы. Все умения представлены на базовом и повышенном уровнях. (Предусмотрено ФГОС ООО)

Вертикальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса. По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов: SD 1-4 = still developing (еще не сложился); OK 5-7 = progressing well (есть хороший прогресс); E 8-10 = excellent (отлично).

Текущая (тематическая) диагностика позволяет проследить в рамках узкой темы продвижение учеников, их умений и навыков, провести своевременную коррекцию, спланировать систему заданий для совершенствования умений и ликвидации пробелов. Тематическая диагностика планируется в соответствии с рабочей программой и вносится в календарно-тематическое планирование в начале учебного года. Конечно, задания могут подлежать корректировке, так как они базируются на основе анализа результатов предыдущих работ.

После выполнения, работы проверяются по критериям, заполняются критериальные листы, проводится анализ ошибок и, соответственно, планируется коррекция умений. Такие работы провожу в рамках каждой темы, так как работа с материалом темы является неотъемлемой частью процесса обучения. Результаты оценки, полученной в ходе текущей (тематической) диагностики фиксируются в листе оценки учебных достижений по теме.

Источниками информации для оценивания могут быть работы учащихся, деятельность учащихся, статистические данные, результаты тестирования. Ниже представлены варианты оценочных листов для фиксации предметных результатов обучения.

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом