Важные аспекты работы при подготовке к ЕГЭ по математике

Задача, которая стоит перед учителем математики, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по математике. Потому что результаты, полученные выпускниками, это и оценка работы учителя.

И учащиеся, и учителя всегда заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.

В работе важно придерживаться определенной системы, ставить конкретные задачи и стараться как можно успешнее реализовывать их. При подготовке обучающихся к ЕГЭ, выделяются следующие направления деятельности:

  1. Методическая подготовка учителя к ЕГЭ. (Знакомство с нормативными документами, повышение уровня профессиональной грамотности через самообразование)
  2. Создание банка заданий.
  3. Организация стартового, текущего и итогового повторения, ориентированного на индивидуальный уровень подготовки обучающихся.
  4. Диагностика и анализ качества знаний обучающихся.
  5. Организация самостоятельной работы обучающихся. (рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др.)
  6. Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

С чего следует начинать эту работу?

Во-первых, с первых же дней учебы важно убеждать детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, устный счет на каждом уроке строится на основе упражнений ЕГЭ. Выслушиваются все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрывается секрет, как можно было решить рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, важно знакомить учащихся с особенностями итоговой аттестации: со структурой экзамена, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения.

Затем следует начать обучение "технике сдачи":

  • строгому самоконтролю времени;
  • определению трудности заданий;
  • знакомство с приемом "прикидки" результата подстановкой;
  • знакомство с приемом "спирального движения".

На уроках необходимо отрабатывать скорость. Постепенно приучать ребят к методу "пристального взгляда" - внимательно посмотри: "Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени". Если разбирать работу, над которой ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации воспринимаются более осознанно.

Однако при работе с детьми с разным учебным потенциалом учитывается, что сильных учеников, нацеленных на решение сложных заданий, необходимо приучать контролировать свое время. И напротив, если ученик нацелен решать только задания базового уровня, ему не стоит работать в скоростном режиме, так как времени на такие задания обычно бывает достаточно. Лучше, если ученик спокойно и внимательно будет решать посильные задания.

Чтобы ученикам определить трудность заданий нужно сначала просмотреть работу от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и выполнить их в "режиме скорости". Затем, отметить задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминать о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. "прикинуть" имеет ли он смысл. Дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому необходимо добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип "спирального движения".

Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Практически на каждом уроке нужно организовать повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Лучше экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Уроки-практикумы попутно дополняются недостающим теоретическим материалом. Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления нужно показывать, как эта тема вышла на ЕГЭ, демонстрируя все разнообразие заданий, используя сборники с материалами разных лет.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к экзамену, является работа кабинета математики, где должен быть оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также демонстрационный вариант текущего года, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация ЕГЭ по математике, график дополнительных занятий, список литературы и адреса сайтов, график диагностических работ системы Статград.

Среди помощников в работе и источников информации следует отметить сеть интернет, т.е. сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме онлайн.

Выполнение онлайн-тестов позволяет сэкономить время, осуществить индивидуализацию процесса, делает результаты наглядными, что позволяет своевременно выявить и оперативно ликвидировать пробелы в знаниях. Преимуществом таких тестов является и то, что ученики, обнаружив свои пробелы по определенным темам, могут выполнять задания, предварительно повторив соответствующий теоретический материал.

Для учащихся 11 класса во втором полугодии важно проводить беседы "Как готовиться к экзаменам", "Как справиться с тревогой". Во время этих бесед обсуждаются вопросы: как составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, является ознакомление родителей со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги.

Важным моментом для успешной работы является обязательный мониторинг результатов обучения. На этапе мониторинга применяется технология "портфолио", ориентированная на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Это позволяет увидеть наглядную картину уровня подготовленности ученика, его продвижение к цели, позволяет осознанно прогнозировать результаты, а также способствует к мотивации.

Ведение такого портфолио позволяет своевременно определить "группу риска", а также видеть проблемы отдельных учеников по конкретным темам. Также оно необходимо для работы с родителями. Это конечно кропотливая работа, но она себя оправдывает, так как позволяет отслеживать динамику и при необходимости вовремя скорректировать тематическое планирование, организовать индивидуальные консультации или занятия в мини-группах, чтобы оперативно ликвидировать пробелы в знаниях.

Сложно подготовить обучающихся к ЕГЭ, ведь это большой труд. Но не нужно этого бояться. Если вы любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете хорошо подготовить их. И как приятно слышать от детей, что почти все задания экзамена им были знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, ЕГЭ, математика