Национальная инициатива "Наша новая школа" требует от школьного образования использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в современных условиях определяется умением принимать нестандартные решения.
Это качество трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей учащихся.
Сравнительно новым направлением совершенствования контроля знаний и умений учащихся в школах России стала тестовая технология. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. ФГОС ориентирован на развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Проблема контроля знаний всегда была, остается, и будет оставаться актуальной в будущем. Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика.
Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся. Кроме того, тестовый контроль имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. При этом жесткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм.
Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Для успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, с использованием технологии централизованного тестирования, требуется предварительная подготовка учащихся. Все сказанное выше, подтверждает актуальность данной работы.
Изучив литературу по данному вопросу и имея практический опыт, я пришла к следующему выводу: необходим инновационный подход к решению проблемы повышения эффективности контроля в процессе обучения. Традиционным методом этого достичь сложно. Поэтому решила применить в своей практике метод тестовых технологий.
Цель исследования - теоретическое обоснование необходимости использования метода тестовой технологии, выявление эффективности его применения на практике при обучении математике, совершенствование системы контроля знаний учащихся посредством тестов.
Задачи:
Этапы работы:
Ожидаемые результаты:
В теории и методике обучения сложилось традиционное мнение относительно значения тестовой технологии, которое выражается в применение тестов в качестве средства диагностики уровня знаний. Однако в методических публикациях последних лет приводятся системы тестовых заданий, направленных на обучение и развитие мышления учащихся.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе отмечаются некоторые преимущества тестовой методики в сравнении с традиционным обучением, а именно, объективность оценки результатов, эффективность управления процессом обучения, возможность применения дифференцированного подхода к обучению. Для построения тестовой методики, ориентированной на обучение и развитие мышления учащихся и обладающей рядом перечисленных преимуществ, необходимо указать ряд требований методического характера к конструированию системы тестовых заданий, соответствующей функциям развивающего обучения:
К обучающим тестовым заданиям относятся задания на формирование понятий, приемов решения задач, знание формул, определений. К развивающим – задания, основанные на использовании приемов мыслительной деятельности. Тесты можно подразделить на группы:
Контрольно–обучающие тесты объединяют сразу несколько тем и выявляют пробелы в знаниях каждого ученика в отдельности. По результатам тестирования проводятся тесты – тренинги. Тесты – тренинги - прекрасная форма для домашнего задания. Они дают большой объем целенаправленного тренинга.
Слово "тест" в переводе с английского означает проверку, испытания, а "тренинг" - обучение, тренировку. Тест – тренинг, дословно - обучающее тестирование. Они могут быть составлены по различным темам или на знание формул (тесты – подстановки). Тестовый метод вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика, а также помогает при контроле знаний.
Степень развитости ученика измеряется и оценивается по его способности самостоятельно приобретать новые знания. В процессе самостоятельной деятельности развиваются такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость, точность, ответственность. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются механически, потому что нет активной мыслительной деятельности.
Суть тестового метода в том, что учебный процесс организован так, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки.
Учебный год |
Классы |
|
Базовый уровень |
Элективный курс |
|
2016/17 |
5,6,7,8,9,10,11 |
9,10,11 |
2017/18 |
5,6,7,8,9,11 |
9,11 |
2018/19 |
5, 6,7, 8,9 |
9 |
В основу обучения положен ФГОС среднего (полного) общего образования по математике. В своей практике использую для основной школы учебно - методический комплекс по математике, алгебре Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева.
Геометрию преподаю по учебнику Л.С. Атанасяна. Этот учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ для изучения предмета на профильном и на базовом уровне. Кроме того, использую дидактические материалы А.С. Чеснокова, Л.А. Александровой, А.П. Ершовой, Л.И. Звавича, Е.А. Лебединцевой, а также разработанные мною контрольно обучающие тесты, тесты-тренинги, графические тесты, тесты-подстановки.
Занимаюсь самообразованием, посещая уроки своих коллег, семинары, знакомясь с новинками методической литературы, текущей периодики.
При проведении уроков пользуюсь различными формами и методами. По прохождению темы провожу тематический зачет или в конце года перед итоговой контрольной работой проводится зачет по теории (определения и формулы) и практике, который проводится по группам.
В течение года я составляю контрольно – обучающие тесты, в которые включаю задания базового уровня на "3", уровня повышенной сложности на "4", задания высокого уровня сложности на "5".
Оценивание теста: 20-40% - "2", 40-60% - "3", 60-80% - "4", 80-100% - "5".
По результатам контрольно-обучающего теста составляются тесты – тренинги. В течение года работаем над скоростью вычислений во время организации устного счета по тестам-таблицам. Работа проводится в парах с целью взаимоконтроля. Для учащихся, которые пропустили занятия по болезни, я составляю тесты тренинги с образцами решения.
Практика показывает, что учащиеся, работая с тестами, лучше начинают понимать материал, запоминать формулы, определения, алгоритмы решения. В результате такой работы ученики могут находить необходимую информацию, используя все доступные источники (учебники, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернет), приобретают навыки самостоятельной творческой работы, более сильных учащихся обучаю составлению тестов по пройденным темам, выстраивая личную траекторию учебной деятельности, чтобы видеть результаты своего труда и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях.
Совместно с психологической службой школы систематически проводится анкетирование, тестирование учащихся с целью выявления отношения учащихся к предметам, преподавателям и качеству обучения, определения мотивации школьников на уроках математики, уровня сформированности знаний и умений. Результаты свидетельствуют об успешности применения данной технологии.
Проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов - вопросы для учащихся:
Получены следующие результаты:
Скачать полную версию материалы вы можете по ссылке ниже