Что такое грамматическая основа предложения и как ее найти?

Ученики начальной школы знакомятся с членами предложения и грамматической основой во 2-3 классе. С каждым классом эта тема расширяется и, как итог, включена в задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Понятие "грамматическая основа" неразрывно связано с понятием "предложение" - одной из основных синтаксических единиц русского языка. С предложением дети знакомятся в начальной школе в 1 классе на первых уроках обучения грамоте.

Они учатся составлять предложения и чертят схемы. Узнают, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из букв в письменной речи, а из звуков в устной речи. В 4-м классе учащиеся знакомятся с простыми правилами пунктуации и составляют схемы сложных предложений (ССП и СПП).

В этой статье мы рассмотрим, что такое предложение и как найти в нем грамматическую основу.

Что такое предложение?

Предложение - это основная единица языка, которая выражает законченную мысль и состоит из одного или нескольких слов, которые связаны между собой по смыслу

Что такое грамматическая основа предложения?

Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая содержит главный смысл и выполняет синтаксическую функцию. Синтаксический разбор предложения начинается с выделения грамматической основы - подлежащего и сказуемого

Правильное выделение грамматической основы дает возможность установить логические связи между остальными второстепенными членами - определение, обстоятельство, дополнение. От грамматической основы задают вопросы к другим словам в предложении. Если исключить второстепенные члены предложения, то останется грамматическая основа.

Грамматическая основа предложенияГрамматическая основа предложения

Из чего состоит грамматическая основа?

Если грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, такое предложение называется двусоставным. Двусоставные предложения наиболее распространены в русском языке.

Если грамматическая основа состоит только из подлежащего или сказуемого, оно называется односоставным.

Предложений без основы не бывает. (за исключением неполных)
Например: Надвигалась туча. (двусоставное предложение)
Я застал грозу в море. (двусоставное предложение)
Сумерки. (односоставное предложение)
Уже светает! (односоставное предложение)
Как здорово! (односоставное предложение)

Чем выражено подлежащее?

Подлежащее - это главный член предложения (предмет), поясняющий о ком или о чем идет речь в высказывании

Слово стоит в именительном падеже без предлогов. В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Для нахождения подлежащего в предложении необходимо задать вопросы: Кто? или Что?

Например: Мама любит читать книги вечером. (Кто? Мама - подлежащее)
Мотоцикл двигался с большой скоростью. (Что? Мотоцикл – подлежащее)

Чаще всего подлежащее выражено существительным или местоимением, но бывают и иные случаи.

Способы выражения подлежащего в предложении

Примеры:

Существительное
На небе появились первые звезды.
Наступила весна.

Местоимение
Я проснулся и позавтракал.
Все стихло, и мы услышали пение птиц.

Числительное
Тринадцать не делится на три.
Пятеро вошли в пещеру.

Прилагательное
Умный в гору не пойдет.
Сытый голодному не товарищ.

Наречие
Завтра долго не наступало.

Причастие
Приехавшие высадились у моря.

Инфинитив
Бегать по коридорам запрещено.
Сочинять – участь поэтов.

Междометие
В лесу раздавалось "Ау!"

Словосочетание
Мама с папой вышли из магазина.
Много чаек кружилось над кораблем.

Чем выражено сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, связанный с подлежащим, выражает действия предмета или состояние

Сказуемое может быть выражено двумя словами – сложная форма глагола будущего времени изъявительного наклонения или повелительного наклонения. В предложении сказуемое подчеркивают двумя параллельными чертами.

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  1. простое глагольное сказуемое (одно слово, глагол в любой форме, кроме инфинитива). Например: Мастер сделал вазу. Лисица бежала по тропинке.
  2. составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив, два слова). В качестве вспомогательного глагола связки может выступать краткое прилагательное: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен. Например: Я хочу выучить английский язык. Я должен поступить в институт. Я рада помочь тебе.
  3. составное именное (глагол-связка + именная часть, два слова). Например: Я буду учителем.

Для нахождения сказуемого в предложении необходимо задать вопросы: что делает? что сделает? и др.

Например:

  • Бабушка любит читать книги вечером. (Что делать? Любит читать - сказуемое)
  • Бабушка читает по вечерам. (Что делает? Читает)
  • Бабушка будет читать книгу. (Что будет делать? Будет читать)

Учить выделять грамматическую основу нужно в начальных классах, а далее этот навык будет расширяться, усложняться и нарабатываться. Тогда при сдаче ОГЭ и ЕГЭ не будет проблем.

<
Аватар пользователя
Марха

14.08.2023

К 3 классу обучающиеся неплохо умеют выделять грамматическую основу предложения, труднее дело обстоит со второстепенными членами предложения. На ВПР в 4 классе есть такое задание - выдели грамматическую основу предложения. 
Добавить комментарий