Ученики начальной школы знакомятся с членами предложения и грамматической основой во 2-3 классе. С каждым классом эта тема расширяется и, как итог, включена в задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Понятие "грамматическая основа" неразрывно связано с понятием "предложение" - одной из основных синтаксических единиц русского языка. С предложением дети знакомятся в начальной школе в 1 классе на первых уроках обучения грамоте.
Они учатся составлять предложения и чертят схемы. Узнают, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из букв в письменной речи, а из звуков в устной речи. В 4-м классе учащиеся знакомятся с простыми правилами пунктуации и составляют схемы сложных предложений (ССП и СПП).
В этой статье мы рассмотрим, что такое предложение и как найти в нем грамматическую основу.
Предложение - это основная единица языка, которая выражает законченную мысль и состоит из одного или нескольких слов, которые связаны между собой по смыслу
Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая содержит главный смысл и выполняет синтаксическую функцию. Синтаксический разбор предложения начинается с выделения грамматической основы - подлежащего и сказуемого
Правильное выделение грамматической основы дает возможность установить логические связи между остальными второстепенными членами - определение, обстоятельство, дополнение. От грамматической основы задают вопросы к другим словам в предложении. Если исключить второстепенные члены предложения, то останется грамматическая основа.
Если грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, такое предложение называется двусоставным. Двусоставные предложения наиболее распространены в русском языке.
Если грамматическая основа состоит только из подлежащего или сказуемого, оно называется односоставным.
Предложений без основы не бывает. (за исключением неполных)
Например: Надвигалась туча. (двусоставное предложение)
Я застал грозу в море. (двусоставное предложение)
Сумерки. (односоставное предложение)
Уже светает! (односоставное предложение)
Как здорово! (односоставное предложение)
Чем выражено подлежащее?
Подлежащее - это главный член предложения (предмет), поясняющий о ком или о чем идет речь в высказывании
Слово стоит в именительном падеже без предлогов. В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Для нахождения подлежащего в предложении необходимо задать вопросы: Кто? или Что?
Например: Мама любит читать книги вечером. (Кто? Мама - подлежащее)
Мотоцикл двигался с большой скоростью. (Что? Мотоцикл – подлежащее)
Чаще всего подлежащее выражено существительным или местоимением, но бывают и иные случаи.
Способы выражения подлежащего в предложении
Примеры:
Существительное
На небе появились первые звезды.
Наступила весна.
Местоимение
Я проснулся и позавтракал.
Все стихло, и мы услышали пение птиц.
Числительное
Тринадцать не делится на три.
Пятеро вошли в пещеру.
Прилагательное
Умный в гору не пойдет.
Сытый голодному не товарищ.
Наречие
Завтра долго не наступало.
Причастие
Приехавшие высадились у моря.
Инфинитив
Бегать по коридорам запрещено.
Сочинять – участь поэтов.
Междометие
В лесу раздавалось "Ау!"
Словосочетание
Мама с папой вышли из магазина.
Много чаек кружилось над кораблем.
Сказуемое - это главный член предложения, связанный с подлежащим, выражает действия предмета или состояние
Сказуемое может быть выражено двумя словами – сложная форма глагола будущего времени изъявительного наклонения или повелительного наклонения. В предложении сказуемое подчеркивают двумя параллельными чертами.
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
Для нахождения сказуемого в предложении необходимо задать вопросы: что делает? что сделает? и др.
Например:
Учить выделять грамматическую основу нужно в начальных классах, а далее этот навык будет расширяться, усложняться и нарабатываться. Тогда при сдаче ОГЭ и ЕГЭ не будет проблем.