Разбор слова по составу - важный навык для школьников. Впервые с разбором по составу ученики начальной школы встречаются во 2-3 классе по разным учебным программам.
К 5 классу умение выполнять морфемный разбор, а ведь именно так его называют в среднем звене, должно быть отточено до автоматизма.
Зачастую школьники не могут справиться с разбором по составу, а ведь он входит в ВПР по русскому языку 4 класса и далее. В чем же причины затруднений?
Следует помнить, что отличное знание морфемного состава слова связано со многими орфограммами русского языка и повышает шансы ребенка писать даже сложные слова без ошибок.
Разобрать слово по составу в русском языке значит выделить в нем все морфемы или значимые части слов. Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы. При этом важно помнить, что не каждое слово имеет все морфемы в своем составе.
Морфем в русском языке несколько:
• корень - главная часть слова, в которой сосредоточено основное лексическое значение родственных слов. Это общая часть однокоренных слов. Считается, что слов без корня не бывает, но и здесь бывают исключения –это предлоги, частицы, союзы, междометия. А еще слово ВЫНУТЬ совсем не имеет корня. (ВЫ-приставка, НУ – суффикс, ТЬ – суффикс)
• приставка – значимая часть слова, находится перед корнем, помогает в образовании новых слов, несет добавочное значение;
• суффикс – значимая часть слова, стоит после корня и участвует в образовании новых слов;
• окончание – изменяемая морфема, которая стоит после суффикса или корня и служит для согласования слов в предложении. Существительные в именительном падеже зачастую имеют нулевое окончание. Не все слова в русском языке изменяются, у несклоняемых частей речи окончания нет. Важно не путать нулевое окончание и его отсутствие!
• основа - все слово со значимыми частями без окончания. Приставка, корень, суффикс составляют основу слова.
Корень. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова, сравнить их и выделить общую часть. В словах могут быть 2 корня: паровоз, канатоходец, земледелец.
Приставка. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Меняя приставку, можно придумать целый рассказ: вышел, пошел, перешел, подошел, ушел, зашел, взошел, сошел, обошел, дошел, вошел, пришел.
Приставки русского языка и их значения
Приставка |
Значение в слове |
Пример |
в- во- вз- (вс-) вы- |
«внутрь» «вверх» «изнутри», «наружу», «завершенность действия» |
вкатить, ввести взбежать, всплыть вынести, выплыть, вылечить, выиграть |
до- |
«до чего-то» |
доехать, дочитать |
на- над- (надо-) |
«на что-то» «поверх чего-либо» |
наклеить, нашить, настольный, настенный надписал, надорвал |
с- со- |
«сверху вниз» «вместе», «совместно» |
съехать, спрыгнуть сочувствовать, сопереживать |
за- |
«начало действия», «завершенность действия» |
запрыгать, запеть, заехал, закончить, закрыть |
о- об- (обо-) |
«на все стороны», «вокруг чего-то» |
осветить, остудить, осмотреть, объехать, облететь, обошел |
от- (ото-) |
«от чего-то в сторону» |
отвести, отодвинуть, отошел, отбежал |
по- под- (подо-) про- |
«немного», «в небольшой мере» «к чему-то» «сквозь что-то», «мимо чего-то» |
погулять, полежать подходить, подклеить, подошел проехать, пролезть, проплыть |
пере- |
«через что-то», «повтор», «еще раз», «сверх меры» |
перепрыгнуть, передумал, переделать, перестроить, пересолить, переплатить |
при- |
«до чего-то», до какой-то цели», «близость», «неполнота действия» |
прислать, приучить, прибрежный, приоткрыть |
пре- |
«очень» |
прекрасный, преграда |
у- |
«в сторону» |
укачало, убежать, увести |
не- |
«отрицание» |
недобрый, негромко |
раз- (рас-) |
«деление на части» |
разделить, разбросать, распылить |
без- (бес-) |
«отрицание», «отсутствие», «недостаток чего-либо» |
беззастенчивый, беспорядок |
Иноязычные приставки |
||
а- |
«отрицание», «отсутствие» |
аритмичный |
анти- |
«противо» |
антифашист |
архи- |
«высшая степень признака» |
архимодный |
де – (дез-) |
«отмена», «уничтожение» |
демобилизация, дезактивация |
дис- |
«противоположность» |
диспропорция |
им- (интер-) |
«отрицание», «между» |
импорт, интернациональный |
контр- |
«против», «конкурент» |
контрудар |
ре- |
«повтор действия», «возобновление» |
реконструкция |
ультра- |
«сверх», «больше» |
ультрафиолетовый |
экс |
«прошлый», «вне» |
экспорт |
Суффикс. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием - суффикс.
Слова образуются от других слов с помощью приставок и суффиксов.
Суффиксы имен существительных
Суффикс |
Значение в слове |
Пример |
-ищ- |
С увеличительным значением |
Бородища, жарища |
-к- -ик- -чик- -ок- -очк- -онк-(-енк-) -оньк-(-еньк-) -ышко- -ишк- |
С уменьшительно-ласкательным значением |
Рыбка, дорожка Домик, кораблик Стаканчик, рукавчик Грибок, ветерок Розочка, вазочка Ножонка, головенка Березонька, ноженька Стеклышко, гнездышко Городишко, умишко |
-онок- -ат- -их- -иц- |
Детеныш Родитель |
Зайчонок, слоненок Зайчата Зайчиха Медведица |
-ин- |
Со значением единичности |
Горошина, виноградина |
-инк- |
Слова со значением единичности и уменьшительности |
Росинка, травинка |
-ник- -ниц- -тель- |
Предмет |
Задачник, градусник Пепельница, чернильница Выключатель, двигатель |
-ость- -от- |
Название признака, свойства |
Вежливость, мужественность Доброта, чистота |
-ак- (-як) -ец- -ист- -ник- -чик- -щик- -тель- |
Человек и его деятельность, характеристика |
Рыбак, добряк Мудрец, хитрец Журналист, дзюдоист Защитник, помощник Переводчик, рассказчик Сварщик, гонщик Писатель, читатель |
-к- -ниц- -ш- |
Лицо женского пола |
Москвичка, спортсменка Читательница, помощница Музыкантша, секретарша |
-ак- (-як-) -анин- (-янин-) -ец- -ич- |
Название жителя города, местности, государства |
Туляк, сибиряк Парижанин, северянин Кубанец, испанец Москвич, костромич |
Суффиксы имен прилагательных
Суффикс |
Значение в слове |
Пример |
-н- -ан- -ин- -онн- (-енн-) -лив- -ов- -ск- |
Свойственный чему-либо, относящийся к чему-либо, кому-либо, состоящий из чего-либо, имеющий что-либо |
Лесной, дисплейный Кожаный, песчаный Голубиный, пчелиный Лекционный, лиственный Талантливый, приветливый Березовый, парковый Майский, славянский |
-еньк- |
Слова с ласкательным значением |
Беленький, новенький |
-оват- |
Обладающий малой степенью признака |
Грубоватый, желтоватый |
-ист- |
Имеющий что-либо в большом количестве |
Плечистый, голосистый |
Суффиксы глаголов
Суффикс |
Значение в слове |
Пример |
-а- -е- -и- |
Значение действия |
Мечтать, летать Хотеть, зеленеть Говорить, чистить |
-ива- (-ыва-) |
Значение длительного, повторяющегося действия |
Сравнивать, пересказывать |
-ну- |
Значение однократного, законченного действия |
Прыгнуть, исчезнуть |
Суффиксы наречий
Суффикс |
Значение в слове |
Пример |
-е- -о- -и- -а- |
|
Искренне, могуче Печально, громко Дружески, героически Издалека, снова |
Суффиксы могут из одной части речи «сделать» другую.
Суффикс |
Часть речи |
Пример |
-лив- -чив- -ив- -ск- -ов- -ян- -ан- -ев- |
Из существительного-прилагательное |
Зависть-завистливый Обида-обидчивый Правда-правдивый Город-городской Береза-березовый Полотно-полотняный Кожа-кожаный Яблоня-яблоневый |
-льщик- -ств- -тель- |
Из глагола - существительное |
Носить-носильщик Бегать-бегство Учить-учитель |
-изн- -от- -ев- |
Из прилагательного-существительное |
Белый-белизна Красный-краснота Синий-синева |
Окончание. Окончание стоит после корня или суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова или изменить слово по падежам.
КнигА и книгУ – формы одного и того же слова, которое стоит в разных падежах и поэтому имеет разные окончания.
Основа – чтобы найти основу слова, нужно изменить по:
Если слово не изменяется, то все слово составляет его основу: далеко, тихо.
У слов в русском языке нет единого морфемного состава: например, в слове может быть только корень и окончание, или корень и две приставки, или корень и два суффикса.
Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно следовать алгоритму:
(на)вырубке
придорожной
отзвенела
смолоду
Есть и спорные случаи деления слова по составу, которые учителя трактуют по-разному. В качестве примера можно привести хрестоматийную морфему -ТЬ для глаголов. В языкознании есть две тенденции - считать -ТЬ окончанием или суффиксом.
Состав слова от класса к классу будет усложняться - в качестве примеров разбора слова по составу учителя начальных классов используют существительные с 3-4 морфемами, а старшеклассникам предлагаются сложносоставные слова с несколькими основами и корнями. Поэтому освоить навык морфемного разбора слова нужно в самом начале - дальше будет сложнее.
Особо сложные случаи морфемного деления слова можно уточнить в специализированных словарях.