Стилистические фигуры — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
В статье рассматриваются разные стилистические фигуры речи и приводятся примеры.
Стилистические фигуры — это обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания.
Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания.
Антитеза (с греч. «противоположение») – сопоставление противоположных мыслей или образов для усиления впечатления. Пример антитезы: Кто был никем, тот станет всем!
Инверсия (с лат. «перестановка») - необычный порядок слов в предложении. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение. Пример инверсии: Сравнится ль что в моих стихах/С нежнейшей матери слезами? (В.А. Жуковский)
Градация (с лат. «возвышение, постепенное усиление») - расположение слов, при которых каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание производимого ими впечатления. Пример градации: Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
Риторический вопрос - ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример параллелизма: Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет.
Анафора (с греч. «вынесение вверх, повторение») – единоначатие, повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.
Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое») - сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого –либо нового понятия. Пример оксюморон: Живой труп
Рефрен (с франц. «припев») - повторение строки или нескольких строк в конце строфы.
Эпифора (с греч. «повторение») - фигура, противоположная анафоре, повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Парцелляция (с лат. «частица») - стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. Пример пацелляции: Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (В.М. Шукшин)