Как сделать фонетический разбор слова?

В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.

Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".

Фонетический разбор слова онлайн можно быстро и удобно сделать на sinonim.org.

Что такое фонетический разбор?

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.

Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией

Что включает в себя фонетический разбор?

Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:

  • деление слова на слоги и определение их количества;
  • простановку ударения в слове;
  • транскрипцию слова на русском языке;
  • определение количества букв в слове;
  • определение количества звуков;
  • определение позиции гласных и согласных звуков и их классификация;
  • подсчет количества слогов, букв, звуков в слове.

Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:

  1. ребенок не усвоил правила фонетического разбора;
  2. у ребенка есть логопедические проблемы.

Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:

- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?

- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…

Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.

Буквы и звуки русского языка

Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.

Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.

Гласные звуки и буквы

В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Гласные буквы и звукиГласные буквы и звуки

Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].

Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:

  • в начале слова (Юля, Яна, Емеля, Елисей)
  • после гласной (красиваЯ, моЮ)
  • после ь, ъ (съЕм, разъЯренный)

В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).

Буква

В начале слова, после гласной

После Ь,Ъ

После согласной

Я

[й’а]

яма [й’ама]

маяк [май’ак]

[й’а]

Лисья [л’ис’й’а]

[с’ + а]

Ряд [р’ат]

Ю

[й’у]

Юла [й’ула]

Июнь [ий’ун’]

[й’у]

Лью [л’й’у]

[с’ + у]

Клюв [кл’уф]

Е

[й’у]

Ель [й’эл’]

Поел [пай’эл]

[й’э]

Съел [сй’эл]

[с’ + э]

Мел [м’эл]

Ё

[й’о]

Ёж [й’ош]

[й’о]

Пьёт [п’й’от]

[с’ + о]

Мёд [м’от]

И

[и]

Игра [игра]

[й’и]

Лисьи [л’ис’й’и]

[с’ + и]

Рис [р’ис]

Согласные звуки и буквы

Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.

Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.

Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.

Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.

Согласные буквы и звукиСогласные буквы и звуки

Классификация согласных звуков

Согласные звонкие непарные (сонорные)

[Й’]

[Л]

[М]

[Н]

[Р]

 

Согласные глухие непарные

[Х]

[Ц]

[Ч’]

[Щ’]

 

 

Согласные звонкие парные

[Б]

[В]

[Г]

[Д]

[Ж]

[З]

Согласные глухие парные

[П]

[Ф]

[К]

[Т]

[Ш]

[С]

Согласные всегда твердые

[Ж]

[Ш]

[Ц]

 

 

 

Согласные всегда мягкие

[Ч’]

[Щ’]

[Й’]

 

 

 

Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.

Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".

Порядок фонетического разбора слова в начальной школе

Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).

  • начинать анализ нужно с произнесения слова и его записи;
  • деления слова на слоги и простановки ударения;
  • записи возможных вариантов переноса слов;
  • записи транскрипции в квадратных скобках.

Примеры транскрипции фонетического разбора: [щ’ино́к], [кат’о́нак], [й’а́сный’], [кап’э́л’], [атэ́л’й’э́];

  1. рядом с транскрипцией следует указать количество слогов;
  2. ниже в столбик записываются буквы и звуки;
  3. после каждого звука, обозначенного квадратными скобками, приводится характеристика (ударный-безударный, глухой - звонкий, твердый - мягкий, парный-непарный);
  4. завершать разбор слова необходимо проведением горизонтальной линии и подсчетом числа букв, звуков.

Образец фонетического разбора

Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.

Лента букв и звуковЛента букв и звуков

Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.

Примеры фонетического разбора

Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.

Пример фонетического разбора слова "Очки"Пример фонетического разбора слова "Очки"

Пример фонетического разбора слова "яма"

яма [й’а́ма], я-ма, 2 слога
я - [й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а́] – гласный, ударный
м - [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука

Пример фонетического разбора слова "кукла"

кукла [ку́кла], кук-ла, 2 слога
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
у - [у́] – гласный, ударный
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
л - [л] – согласный, звонкий парный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков

Пример фонетического разбора слова "взгляд"

Взгляд [взгл’а́т], 1 слог
в - [в] - согласный, звонкий парный, твердый парный
з - [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный
г - [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный
л - [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
а - [а́] – гласный, ударный
д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
6 букв, 6 звуков

Пример фонетического разбора слова "отъезд"

Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков

Задания в начальной школе на звуко-буквенный разбор

Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.

Это могут быть такие упражнения:

  1. найдите в предложении/тексте слова, в которых: число букв больше, чем звуков; число букв меньше, чем звуков; одинаковое количество букв и звуков;
  2. найдите в предложении слова, где все согласные звуки звонкие или глухие, твердые, мягкие;
  3. назовите звуки, которые различают данные слова (пыл - пыль, круг - крюк, лед - льет, род - рот, лук - люк, плот - плод, лимон - лиман);
  4. придумать слова, отличающиеся ударением (кружки - кружки, замок - замок, атлас-атлас).
  5. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков. (Лес - сель, лыжи - жилы, лиса - сила, ром - мор, луг - лук)
  6. Поставь знак ударения в словах: начала, понял, портфель, хвоя.

Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.

Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?

<
Аватар пользователя
streamvivid23

07.01.2022

По поводу изучения фонетического разбора в школе много негодования со стороны родителей. Разборы тяжело даются детям. Начинаются вопросы: Где пригодится? Зачем мучить детей?
Такие вопросы возникают, потому что взрослым трудно дается фонетический разбор, они не могут помочь ребенку сделать домашнее задание, потому что их учили по другой методике много лет назад. 
Надо сказать, что звуко-буквенный разбор - это прежде всего умение слышать и слушать, грамотно писать.
Если ребенок пишет йожык, Лйуда – это проблема уже логопедического характера, а не последствия изучения звуко-буквенного разбора в школе учителем. 
<
Аватар пользователя
Zh_05

23.01.2022

Дети не любят делать полный звуко-буквенный разбор, так как это долго и "нудно". Хочется побыстрее. Конечно, основную проблему составляют йотированные гласные, всегда возникает вопрос "Где 2 звука, а где один?". Слово "муравьи" для фонетического разбора вызывает трудности даже у отличников.
<
Аватар пользователя
ggg7

20.07.2022

К сожалению, число детей, которым нужна помощь логопеда с каждым годом только растет. Нарушение фонематического слуха влечет за собой проблемы с правописанием. Ученики с нарушением фонематического слуха правильно говорят, но неправильно пишут, так как для них нет разницы между звуком и буквой. Возникают ошибки: лев-леф.
<
Аватар пользователя
Марха

21.10.2023

Звуко-буквенный разбор - любимое задание на олимпиаде по русскому языку в любом классе. Причем виды заданий могут быть разные: восстанови предложение из транскрипции, найди слова с заданным звуком и др. Йотированные гласные - большая проблема.
Добавить комментарий