В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.
Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".
Фонетический разбор слова онлайн можно быстро и удобно сделать на sinonim.org.
Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.
Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией
Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:
Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:
Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:
- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?
- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…
Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.
Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.
Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.
В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.
Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].
Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:
В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).
Буква |
В начале слова, после гласной |
После Ь,Ъ |
После согласной |
Я |
[й’а] яма [й’ама] маяк [май’ак] |
[й’а] Лисья [л’ис’й’а] |
[с’ + а] Ряд [р’ат] |
Ю |
[й’у] Юла [й’ула] Июнь [ий’ун’] |
[й’у] Лью [л’й’у] |
[с’ + у] Клюв [кл’уф] |
Е |
[й’у] Ель [й’эл’] Поел [пай’эл] |
[й’э] Съел [сй’эл] |
[с’ + э] Мел [м’эл] |
Ё |
[й’о] Ёж [й’ош] |
[й’о] Пьёт [п’й’от] |
[с’ + о] Мёд [м’от] |
И |
[и] Игра [игра] |
[й’и] Лисьи [л’ис’й’и] |
[с’ + и] Рис [р’ис] |
Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.
Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.
Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.
Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.
Классификация согласных звуков
Согласные звонкие непарные (сонорные) |
[Й’] |
[Л] |
[М] |
[Н] |
[Р] |
|
Согласные глухие непарные |
[Х] |
[Ц] |
[Ч’] |
[Щ’] |
|
|
Согласные звонкие парные |
[Б] |
[В] |
[Г] |
[Д] |
[Ж] |
[З] |
Согласные глухие парные |
[П] |
[Ф] |
[К] |
[Т] |
[Ш] |
[С] |
Согласные всегда твердые |
[Ж] |
[Ш] |
[Ц] |
|
|
|
Согласные всегда мягкие |
[Ч’] |
[Щ’] |
[Й’] |
|
|
|
Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.
Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".
Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).
Примеры транскрипции фонетического разбора: [щ’ино́к], [кат’о́нак], [й’а́сный’], [кап’э́л’], [атэ́л’й’э́];
Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.
Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.
Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.
Пример фонетического разбора слова "яма"
яма [й’а́ма], я-ма, 2 слога
я - [й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а́] – гласный, ударный
м - [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука
Пример фонетического разбора слова "кукла"
кукла [ку́кла], кук-ла, 2 слога
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
у - [у́] – гласный, ударный
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
л - [л] – согласный, звонкий парный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков
Пример фонетического разбора слова "взгляд"
Взгляд [взгл’а́т], 1 слог
в - [в] - согласный, звонкий парный, твердый парный
з - [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный
г - [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный
л - [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
а - [а́] – гласный, ударный
д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
6 букв, 6 звуков
Пример фонетического разбора слова "отъезд"
Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков
Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.
Это могут быть такие упражнения:
Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.
Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?