Как сделать фонетический разбор слова?

В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.

Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".

Что такое фонетический разбор?

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.

Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией

Что включает в себя фонетический разбор?

Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:

  • деление слова на слоги и определение их количества;
  • простановку ударения в слове;
  • транскрипцию слова на русском языке;
  • определение количества букв в слове;
  • определение количества звуков;
  • определение позиции гласных и согласных звуков и их классификация;
  • подсчет количества слогов, букв, звуков в слове.

Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:

  1. ребенок не усвоил правила фонетического разбора;
  2. у ребенка есть логопедические проблемы.

Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:

- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?

- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…

Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.

Буквы и звуки русского языка

Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.

Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.

Гласные звуки и буквы

В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Гласные буквы и звукиГласные буквы и звуки

Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].

Гласные Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:

  • в начале слова (Юля, Яна, Емеля, Елисей)
  • после гласной (красивая, мою)
  • после ь, ъ (съем, разъяренный)

В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).

Согласные звуки и буквы

Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.

Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.

Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.

Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.

Согласные буквы и звукиСогласные буквы и звуки

Классификация согласных звуков

Согласные звонкие непарные (сонорные)

[Й’]

[Л]

[М]

[Н]

[Р]

 

Согласные глухие непарные

[Х]

[Ц]

[Ч’]

[Щ’]

 

 

Согласные звонкие парные

[Б]

[В]

[Г]

[Д]

[Ж]

[З]

Согласные глухие парные

[П]

[Ф]

[К]

[Т]

[Ш]

[С]

Согласные всегда твердые

[Ж]

[Ш]

[Ц]

 

 

 

Согласные всегда мягкие

[Ч’]

[Щ’]

[Й’]

 

 

 

Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.

Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".

Порядок фонетического разбора слова в начальной школе

Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).

  • начинать анализ нужно с произнесения слова и его записи;
  • деления слова на слоги и простановки ударения;
  • записи возможных вариантов переноса слов;
  • записи транскрипции в квадратных скобках.

Примеры транскрипции фонетического разбора: [щ’ино́к], [кат’о́нак], [й’а́сный’], [кап’э́л’], [атэ́л’й’э́];

  1. рядом с транскрипцией следует указать количество слогов;
  2. ниже в столбик записываются буквы и звуки;
  3. после каждого звука, обозначенного квадратными скобками, приводится характеристика (ударный-безударный, глухой - звонкий, твердый - мягкий, парный-непарный);
  4. завершать разбор слова необходимо проведением горизонтальной линии и подсчетом числа букв, звуков.

Образец фонетического разбора

Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.

Лента букв и звуковЛента букв и звуков

Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.

Примеры фонетического разбора

Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.

Пример фонетического разбора слова "Очки"Пример фонетического разбора слова "Очки"

Пример фонетического разбора слова "яма"

яма [й’а́ма], я-ма, 2 слога
я - [й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а́] – гласный, ударный
м - [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука

Пример фонетического разбора слова "кукла"

кукла [ку́кла], кук-ла, 2 слога
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
у - [у́] – гласный, ударный
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
л - [л] – согласный, звонкий парный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков

Пример фонетического разбора слова "взгляд"

Взгляд [взгл’а́т], 1 слог
в - [в] - согласный, звонкий парный, твердый парный
з - [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный
г - [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный
л - [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
а - [а́] – гласный, ударный
д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
6 букв, 6 звуков

Пример фонетического разбора слова "отъезд"

Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков

Задания в начальной школе на звуко-буквенный разбор

Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.

Это могут быть такие упражнения:

  1. найдите в предложении/тексте слова, в которых: число букв больше, чем звуков; число букв меньше, чем звуков; одинаковое количество букв и звуков;
  2. найдите в предложении слова, где все согласные звуки звонкие или глухие, твердые, мягкие;
  3. назовите звуки, которые различают данные слова (пыл - пыль, круг - крюк, лед - льет, род - рот, лук - люк, плот - плод, лимон - лиман);
  4. придумать слова, отличающиеся ударением (кружки - кружки, замок - замок, атлас-атлас).
  5. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков. (Лес - сель, лыжи - жилы, лиса - сила, ром - мор, луг - лук)
  6. Поставь знак ударения в словах: начала, понял, портфель, хвоя.

Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.

Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?