Прививать ребенку любовь к книгам необходимо с самых ранних лет и необязательно, чтобы ребенок уже читал. Но все-таки многим родителям хочется, чтобы ребенок как можно раньше начал читать. Для этого сейчас открыто немало школ раннего развития и скорочтения.
При этом нужно помнить, что чтение – процесс не легкий, но увлекательный.
С чего начинать обучение чтению в раннем возрасте?
Самым эффективным способом научиться читать остается совместное чтение, поскольку помощь и поддержка взрослых пробудят в малыше интерес к книге.
Начинать нужно с совместного чтения книг родителем и ребенком вслух. При этом малыш может пока разглядывать картинки, но вскоре ему самому захочется узнать, чем все-таки завершилась захватывающая история. Не следует принуждать малыша к чтению, насильственно всовывая ему в руки книгу, поскольку такой подход может надолго, если не навсегда, отбить у него охоту читать, вызывая при одном взгляде на книжки негативные эмоции.
Самостоятельное чтение в раннем возрасте
Есть разные способы приучить ребенка к чтению в раннем возрасте. Рассмотрим некоторые из них.
Процесс обучения ребенка чтению в раннем возрасте предполагает игровую форму:
- знакомьте со звуками и буквами. Можно использовать любой имеющийся в дидактический материал, кубики или карточки. Самым эффективным способом обучения чтению будет совместная игра с ребенком в буквы, изготовленные своими руками. Их можно сделать из пластилина, бумаги и картона.
- гуляя – читайте. Во время прогулки закрепляйте пройденные буквы. Буквы можно нарисовать на песке или мелом на асфальте, а можно попытаться «узнать» эти буквы в формах деревьев, зданий и других конструкций. Учите малыша вслушиваться в окружающий его мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле.
- задавайте вопросы, например, такие «Можно ли пропеть это слово?», «Какой слог в начале или в конце можно пропеть?» и т.д.
- произносите увиденные слова по слогам совместно с ребенком.
- постепенно переходите к чтению первых простых слов, разделенных на изученные ранее слоги. Закрепляйте усвоенные слоги при помощи обычного мяча. Например, вы кидаете мячик малышу и произносите - "Ма", а он в ответ возвращает вам мяч и завершает слово вторым недостающим слогом – "Ма". Еще один пас ребенку – "Мо", на что он кидает вам мяч обратно и говорит "Ре" и т.п.
- читайте имена. Свое имя ребенок усвоит быстрее остальных.
- собирайте слова из слогов лото.
- следите за артикуляцией. Зеркало наглядно покажет, как меняется лицо при произношении того или иного звука, а карточки- смешные рожицы позволят легко отличить тот или иной гласный звук. Выберете для каждого помощника букву и найдите эту букву в имени ребенка.
- используйте звукоподражательные картинки. Например, для буквы "Д" - изображение мотоцикла, потому что завод мотоцикла ассоциируется со звуком "Ды-ды-ды-ды"). Буква "Н" – лошадь, так как погоняя лошадей кричат "Нно!"
Если малыш в состоянии уверенно читать по слогам, то смело переходите к чтению простых предложений, не разбитых на слоги. Помните, что первые тексты, предлагаемые для прочтения малышу, должны быть разборчиво отпечатаны. Кроме этого, рассказы или сказки должны быть короткими и в то же время увлекательными.
И по завершении подготовительного этапа обучения, можно перейти к совершенствованию навыков чтения. Самым главным условием является увлекательность и познавательность читаемых книг. Чем больший интерес они вызывают у детей, тем приятней становится процесс чтения.
Admin