Чтение – это навык, который нужно систематически тренировать с помощью упорных ежедневных тренировок. Ничего не дается просто так! Важно читать ежедневно!
120 слов в минуту не предел, можно читать и в 2, и в 3 раза больше. Но это уже скорочтение, которому нужно обучаться.
Существует большое количество упражнений для улучшения показателей техники чтения. Здесь все зависит от желания и терпения самого ребенка и родителей. Развитие мотивации к чтению тоже имеет немаловажное значение.
Главное условие всех упражнений для повышения техники чтения – чтение вслух!
Чтение всеми учениками вполголоса в течение 5 минут нового текста в меру сил каждого. Такой прием желательно использовать в 1-2 классе для отработки навыка чтения.
Лидер читает чуть замедленным темпом, слабый ученик читает за ним. Такое прием эффективно использовать на первых порах обучения грамоте, при отработке навыка чтения.
Чтение за учителем очень нравится учащимся. Ведь они успевают за самим УЧИТЕЛЕМ! А это значит - достижение.
Читать скороговорки можно с разной скоростью и интонацией. Интонация - это совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшим из которых является логическое ударение, паузы, темп и ритм речи, повышение и понижение голоса.
Условия владения выразительной речью:
- умение распределить свое дыхание в процессе речи;
- овладение навыками правильной артикуляции каждого звука, четкой дикции;
- владение нормами литературного произношения.
Чтение текста справа налево, уточним именно по слову справа на лево. Причем переворачивать слова не нужно. Нельзя читать: кошка, как кашко. Такой способ тренирует ребенка в слиянии букв, слов, текста в целом.
Дети с интересом будут читать текст в перевернутой книге. Такое чтение способствует умению ориентироваться в тексте, развивает скорочтение, заставляет работать мозг, чтобы сформировать эталон букв.
Ведущий начинает читать не с начала, а с любого места в тексте, называя только страницу.
Остальные дети должны найти начало прочитанного текста и подстроиться под читающего. Данный прием отрабатывает беглость чтения.
Учитель в ходе чтения произносит заведомо неправильно слово. Задача детей прервать учителя и прочитать слово с исправлением.
В данном задании есть стимул учащихся – исправление самого учителя! Такой прием нацелен на отработку правильности чтения.
Необходимо прикрыть половину строки непрозрачной линейкой, оставив верхнюю или нижнюю часть слов. Задача ребенка: прочитать текст, восстановив целостность.
Или приготовленные карточки со словами разрезать вдоль со словами на 2 половинки. Задача ребенка остается прежней.
Напишите на доске или распечатайте на карточках:
- фразы, в которых нет окончаний. Например, Дятел долб… дерево.
- фразы, в которых нужно договорить слово или несколько. Например, ек-ек-ек - ….. (Маша села на пенек)
Упражняясь в повышении беглости, не забывайте проверять технику чтения самостоятельно с целью отследить результат.