Как оценивать технику чтения в начальной школе по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать.

Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.

Техника чтения состоит из следующих компонентов:

  • темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
  • способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
  • правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
  • выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
  • осознанность (понимание прочитанного).

Оценки скорости чтения в начальных классах

Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]

Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?

Требования к текстам для оценки скорости чтения (про себя), позволяющей понимать смысл прочитанного:

  1. Иметь воспитательную/образовательную ценность;
  2. Учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;
  3. Соответствовать определенному объему; 
  4. Иметь ярко выраженный сюжет;
  5. Быть незнаком учащимся (не использовался ранее);
  6. Расположен на одной странице;
  7. Не содержать иллюстрации.

Что учитывается при проверке техники чтения по классам

В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).

Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.

При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)

Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям. Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения.

К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка/Отметка

1 полугодие

2 полугодие

«5» Чудесно!

Более 20 слов

Более 40 слов

«4» - Здорово!

16-20 слов

31-40 слов

«3» - Неплохо

10-15 слов

25-30 слов

«2» - Маловато

Менее 10 слов

Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 75 слов

Более 90 слов

«4»

60-75 слов

75-90 слов

«3»

45-59 слов

60-74 слов

«2»

Менее 45 слов

Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов

Характеристика цифровой отметки за технику чтения

"5"("отлично") ставится, если выполнены все 4 требования (способ, осознанность, правильность/выразительность, темп)

"4"("хорошо") ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

"3"("удовлетворительно") Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

"2"("плохо") ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтобы тренировать технику чтения в начальной школе необходимо дозировать нагрузки, доступность и посильность заданий с постепенным нарастанием сложности. При этом важно учитывать индивидуальные особенности детей и грамотно подбирать тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

Метки к статье: ФГОС, техника чтения