Все чаще из уст администрации школы и прессы можно слышать загадочную аббревиатуру ФГОС. И если педагоги обсуждают ее на каждом педсовете, то большинству родителей совсем не понятно, что же это такое.
А расшифровывается все очень просто – Федеральный государственный образовательный стандарт. Это документ, который регламентирует отношения всех сторон образовательного процесса.
В нем содержатся требования к результатам обучения, к образовательной программе и к условиям, благоприятным для реализации образовательных систем.
ФГОС в школе не является по своей сущности чем-то новым. Ведь Стандарт образования существовал уже давно. Повсеместный перевод на ФГОС второго поколения, введенный в 2011 году, ожидается к 2015 учебному году.
Чем же отличается новый документ от предыдущего и откуда взялось слово «второго поколения»? Главной особенностью его является концентрация на личности учащегося. Теперь надлежит организовывать индивидуальный подход к каждому. Образовательный процесс должен учитывать способности, наклонности детей и моментально подстраиваться, чтобы обеспечить возможность как можно полнее им раскрыться.
Урок по ФГОС несколько отличается от привычного. Если ранее главным действующим лицом был учитель, который выдавал знания и обучал умениям, то теперь полюс перемещается на учащегося, который должен самостоятельно овладевать наукой. Роль учителя при этом – создать условия, показать, как получить знания каждому ученику в классе.
Большой упор новый стандарт делает на знание иностранного языка. Планируется введение обязательного третьего экзамена по нему, наряду с русским и математикой. Целью обновленной системы образования является получение на выходе полноценной самостоятельной личности, соответствующей запросам общества и государства.
Требования ФГОС затрагивают и родителей. Их основная задача – создать соответствующие условия для образования дома, в семье. Родителям желательно присутствовать на каждом родительском собрании, чтобы быть в курсе всех нововведений, обеспечить посещаемость уроков детьми, извещать о причинах отсутствия учащегося. В принципе – ничего нового, но раньше все это было лишь устной договоренностью. Теперь же обязанности будут подкреплены документально.
Таким образом, ФГОС – не страшный зверь, а очень полезный документ. Возможно, с немного утопическими задачами, но стремление к идеалу вполне оправдано. Остается лишь только на практике попытаться соблюсти все предписания и добиться поставленных государством целей.