Министерство образования и науки РФ разработало и представило на суд общественности один из самых значимых проектов - профессиональный стандарт педагога, который планируют запустить в режиме "пилотно-экспериментального применения" с 1 января 2015 года. Работа над ним велась на протяжении 2-х лет.
- Стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ с 1 января 2015 года, - подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов. - Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя.
Зачем понадобился данный стандарт?
Многочисленные реформы, проводимые в сфере образования, повлекли за собой «стандартизацию» не только ученика-выпускника, но педагога. По словам экспертов, учительский состав на сегодняшний день не соответствует в полной мере требованиям стандарта.
Например, данный документ предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь "вместе с учениками использовать иноязычные источники информации", а также учить без исключения всех детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей и даже не владеющих русским языком, как родным.
Учитель будущего должен отлично владеть современными информационными технологиями: проводить уроки, видеоконференции и видеопрезентации, используя возможности всемирной сети Интернет, скайпа и социальных сетей, создавать проекты, используя знания цифровых технологий визуального творчества (анимацию, мультипликацию, трехмерную графику).
Однако, возникает уже другой вопрос: как научить педагогов соответствовать предъявляемым требованиям, обучая их по старым программам? Предполагается такой поворот событий: стандарт вступает в силу, а потом изменению подлежат система педагогического образования, центры переподготовки и повышения квалификации учителей.
По мнению Исака Фрумина из Высшей школы экономики, на то, чтобы стандарт заработал, потребуется не меньше 10 лет. "Ценность его в том, что мы наконец-то заговорили, какой учитель нужен обществу", - считает Фрумин. Понимают сложности и в минобрнауки.
Опыт инклюзивного обучения в России ничтожный, а методикой совместного обучения здоровых детей и учеников, например, с синдромом Дауна, владеют единицы педагогов. Как совместно обучать в одном классе будущего гения и ученика, который плохо знает русский язык, тоже не очень понятно. Работать с одаренными детьми могут далеко не все учителя. Для этого должны быть разработаны авторские программы, которые под силу только талантливым детям, таких учителей в школе единицы.
На сайте министерства, подчеркивалось, что оценить, соответствует ли стандарту конкретно взятый учитель или нет, помогут полученные результаты обучения, воспитания и развития его учащихся, например, число участников и победителей олимпиад или динамика каждого конкретного ученика с ограниченными возможностями. Однако, нельзя забывать о многочисленных факторах, которые зависят не только от педагога, такие как обстоятельства жизни, общество и природные способности.
Требования к учителям прописаны, осталось сделать так, чтобы было из кого выбирать кадры. Пока что конкурс на учительские вакансии есть лишь в Москве, где педагоги в зависимости от нагрузки и стимулирующих надбавок получают от 40 до 100 тысяч. В регионах, чтобы заработать 20 - 25 тысяч рублей, учителя берут по полторы-две ставки и устраиваются почасовиками в соседние школы. Если сейчас спросить с них по всей строгости стандарта, большинство школ останутся без учителей.
По материалам: "Российской газеты" и авторской статьи академика Бим Бад Б.М. Бим-Бад Б. М. «О проекте профессионального стандарта педагога»