По какой бы программе не учился ребенок в начальной школе обязательным навыком для проверки является техника чтения. В школьной программе четко обозначены требования к навыку чтения в каждом классе.
В начале учебного года, а также в конце каждой четверти или полугодия учитель проверяет технику чтения у каждого ребенка в классе.
Следовательно, обеспокоенность родителей можно понять, каждый хочет заранее проверить технику чтения дома самостоятельно, чтобы оценить возможности ребенка на данный момент.
Именно совокупность этих параметров позволяет выставить ученику оценку за технику чтения. Но особое внимание уделяется 3 критериям: скорость, правильность и осознанность.
К тексту по ФГОС предъявляет конкретные требования:
После того, как вы сказали слово «Стоп», ребенок останавливается и помечает слово, где закончил.
Обратите внимание, что:
Сравните полученный результат с рекомендуемыми нормами техники чтения по классам и предыдущими результатами ребенка.
Для понимания прочитанного, необходимо задать ребенку несколько вопросов. Например, о ком или о чем он прочитал; почему герой поступил так; зачем он это сделал. Если ученик затрудняется, пусть перескажет, что понял.
В школе выделяют 3 способа: буквенный, слоговой и целыми словами.
С развитием навыка у ученика происходит постепенный переход от слогового прочтения к плавному чтению целыми словами. Буквенный способ чтения может наблюдаться у учеников 1 класса, но он является непродуктивным, так как изначально ребенок должен овладеть слоговым способом чтения.
Чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь и быстрее приходит понимание прочитанного.
Чтение с выражением способствует более глубокому и детальному осознанию текста. Выразительное чтение – сложная задача для учеников. Когда техника чтения доведена до автоматизма и достигнут способ чтения целыми словами, ученик легко выделяет знаки препинания, делает интонационные паузы, расставляет логические ударения, выбирает нужную интонацию. Выразительность чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного.
Однако, на начальном этапе требовать многого не стоит.
Обращать внимание нужно на отсутствие ошибок при произнесении слов, повторы слов, искажение, замену слова или неправильный вариант прочтения.
Учителя начальных классов используют бланк фиксирования результатов проверки техники чтения. В нем учитываются все необходимые параметры: скорость, правильность чтения, выразительность, осознанность и способ чтения. Это позволяет отследить динамику учеников и занести в портфолио учеников.
Таблица результатов проверки техники чтения
Низкие результаты – это сигнал к дополнительным занятиям, ведь технику чтения нужно тренировать! Для этого существует многоженство приемов, в том числе и скорочтение. Также важно замотивировать ребенка на чтение книг и ведение читательского дневника.