Как проверить технику чтения?

По какой бы программе не учился ребенок в начальной школе обязательным навыком для проверки является техника чтения. В школьной программе четко обозначены требования к навыку чтения в каждом классе.

В начале учебного года, а также в конце каждой четверти или полугодия учитель проверяет технику чтения у каждого ребенка в классе.

Следовательно, обеспокоенность родителей можно понять, каждый хочет заранее проверить технику чтения дома самостоятельно, чтобы оценить возможности ребенка на данный момент.

На что обращать внимание при проверке техники чтения?

  • Скорость или темп чтения.
  • Способ чтения.
  • Выразительность.
  • Правильность.
  • Осознанность.

Именно совокупность этих параметров позволяет выставить ученику оценку за технику чтения. Но особое внимание уделяется 3 критериям: скорость, правильность и осознанность.

Как проверить технику чтения?

  1. Подготовьте секундомер. Это могут быть часы в телефоне, часы с секундной стрелкой или песочные часы.
  2. Выберите подходящее время и устраните все отвлекающие факторы (телефон, компьютер, телевизор)
  3. Подберите подходящий текст. Можно воспользоваться готовой подборкой текстов.
  4. Предъявите ребенку текст и попросите читать вслух.
  5. Засекайте 1 минуту с момента начала чтения ребенка. По окончании скажите «Стоп».
  6. Не перебивайте и не исправляйте при чтении.
  7. Слушайте внимательно, следите за временем, при этом оцените способ, правильность и выразительность чтения.
  8. Задайте пару вопросов на понимание текста.
  9. Подсчитайте количество слов.
  10. После этого можно провести совместный с ребенком анализ техники чтения и выделить проблемные моменты, не критикуя и не ругая.

Как правильно выбрать текст для проверки техники чтения?

К тексту по ФГОС предъявляет конкретные требования:

  1. Соответствовать возрасту ребенка.
  2. Незнакомое содержание.
  3. Разборчивый шрифт текста не менее 14.
  4. Простые предложения и понятные слова.
  5. Отсутствие диалогов и иллюстраций.
  6. Расположение на одной странице.

Как считать слова при проверке скорости техники чтения?

После того, как вы сказали слово «Стоп», ребенок останавливается и помечает слово, где закончил.
Обратите внимание, что:

  • слова считаются все, в том числе предлоги, союзы, частицы, состоящие из 1-2 буквы;
  • слово при переносе считается за 2 слова;
  • слово с дефисом считается за 2 слова, если по обе стороны дефиса больше 3-х букв. Например, «жили-были» - 2 слова; а «жил-был» - 1 слово.

Сравните полученный результат с рекомендуемыми нормами техники чтения по классам и предыдущими результатами ребенка.

Нормы техники чтения по классамНормы техники чтения по классам

Как оценить осознанность?

Для понимания прочитанного, необходимо задать ребенку несколько вопросов. Например, о ком или о чем он прочитал; почему герой поступил так; зачем он это сделал. Если ученик затрудняется, пусть перескажет, что понял.

Как оценить способ чтения?

В школе выделяют 3 способа: буквенный, слоговой и целыми словами.
С развитием навыка у ученика происходит постепенный переход от слогового прочтения к плавному чтению целыми словами. Буквенный способ чтения может наблюдаться у учеников 1 класса, но он является непродуктивным, так как изначально ребенок должен овладеть слоговым способом чтения.
Чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь и быстрее приходит понимание прочитанного.

Как оценить выразительность чтения?

Чтение с выражением способствует более глубокому и детальному осознанию текста. Выразительное чтение – сложная задача для учеников. Когда техника чтения доведена до автоматизма и достигнут способ чтения целыми словами, ученик легко выделяет знаки препинания, делает интонационные паузы, расставляет логические ударения, выбирает нужную интонацию. Выразительность чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного.
Однако, на начальном этапе требовать многого не стоит.

Как оценить правильность чтения?

Обращать внимание нужно на отсутствие ошибок при произнесении слов, повторы слов, искажение, замену слова или неправильный вариант прочтения.

Учителя начальных классов используют бланк фиксирования результатов проверки техники чтения. В нем учитываются все необходимые параметры: скорость, правильность чтения, выразительность, осознанность и способ чтения. Это позволяет отследить динамику учеников и занести в портфолио учеников.

Таблица результатов проверки техники чтения

Таблица результатов проверки техники чтенияТаблица результатов проверки техники чтения

Низкие результаты – это сигнал к дополнительным занятиям, ведь технику чтения нужно тренировать! Для этого существует многоженство приемов, в том числе и скорочтение. Также важно замотивировать ребенка на чтение книг и ведение читательского дневника.

Размер:
13.41 Kb
Скачали:
48
<
Аватар пользователя
20032009

02.11.2021

Некоторым выпускникам начальной школы так и не удается достичь нормы 120 слов. Таких учеников бывает около 5 человек на класс из 25 учащихся. В старшей школе уже никто не проверяет технику чтения, но это сказывается в целом на успеваемость, скорости понимания, прочитанного материала. 
<
Аватар пользователя
Marina S

02.02.2022

Хочется сказать, что техника чтения, а именно скорость, пригождается на итоговом собеседовании (допуск к ОГЭ) в 9 классе. Учителя отмечают, что некоторые дети даже в 9 классе не могут связно и без ошибок прочитать, а это один из критериев оценивания.
<
Аватар пользователя
saulebaktai

27.07.2022

К концу 4 класса учитывая норму техники чтения ученик должен читать более 120 слов. Из опыта работы могу сказать, что лишь 20% учеников (8-12 детей из класса) достигают этой нормы. Средняя норма чтения 80-110 слов в минуту.
Добавить комментарий