Алгоритм анализа техники чтения

Техника чтения, как известно, характеризуется совокупностью качеств.

Цель обучения чтению - это ребенок, читающий правильно, осмысленно, орфоэпично, бегло, выразительно, владеющий навыками пересказа и воспроизведения прочитанного.

  • Читать правильно - это значит, читать, не заменяя буквы, не переставляя отдельные буквы и слоги местами.
  • Читать осмысленно - это значит, читать, понимая смысл слов и выражений в прямом и переносном смысле.
  • Читать орфоэпично - это значит, читать, соблюдая нормы произношения. Не смешивать их с нормами написания. Читать, соблюдая ударение.
  • Читать бегло - это значит читать с определенной скоростью.
  • Читать выразительно - это значит, при помощи интонации воссоздавать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено художественное произведение. Уметь при помощи голоса раскрывать авторский замысел и свое личное отношение к содержанию произведения.
  • Владеть навыками пересказа - это значит уметь передавать содержание текста полно, кратко, выборочно в устной или письменной форме.

К сожалению, не многие учащиеся даже в средних и старших классах могут похвастаться техникой быстрого чтения. Но это обратимо и корректируется. Для этого и необходим анализ техники чтения.

При определении типичных ошибок, ведущих к земедлению темпа чтения, можно пользоваться общим алгоритмом, классифицировать ошибки на уровне слова и текста.

Первым объектом анализа являются излишние паузы, которые встречаются

  • Между буквами при слиянии букв в слог.
  • Между слогами при чтении слов.
  • При непонимании смысла слова.
  • Между отдельными словами и предлогами при чтении фразы.
  • Между словами при чтении предложений.

Или отсутствие пауз между предложениями, что приводит к полной потере смысла и непониманию прочитанного текста.

Вторым объектом анализа способа чтения является интонация

  • Интонация внутри слова (ударение).
  • Интонация фразы.
  • Интонация предложения.
  • Интонация всего текста.

Ошибки на уровне слова

  • Распознавание букв. (проверяем, знает ли ребенок буквы, не смешивает ли их между собой, правильно ли соединяет их в слоги)
  • Соблюдение структуры слова. (проверяем, понимает ли ребенок законы, по которым буквы соединяются между собой, образуя слоги и слова)
  • Ударение. (проверяем, правильно ли ставит ударение внутри слова)
  • Орфоэпия. (отслеживаем, соблюдает ли нормы орфоэпии при чтении)
  • Понимание. смысла - при чтении текстов и столбиков слов сначала проверяем, понимает ли ребенок смысл слова, фразы или устойчивого выражения.
  • Дыхание. (отмечаем частоту вдоха. Вдыхает после каждого слова или может прочитать предложение нескольких слов на одном дыхании)
  • Произношение звуков. (отмечаем нарушения в звукопроизношении)
  • Дикция. Состояние артикуляционного аппарата. (отмечаем нарушение уклада органов речи: положение языка, подвижность челюсти)

Ошибки на уровне текста

  • Соблюдение грамматических, логических пауз. Не понимает назначения знаков препинания и устройства текста.
  • Чтение слова с предлогами. (проверяем наличие лишних пауз между предлогом и словом, постановку ударения)
  • Чтение предложений разной конструкции. (проверяем наличие интонации, соблюдение фразового ударения)
  • Постановка дыхания при чтении текста. (анализируем, может ли ребенок произнести 4-5 слов на одном дыхании)
  • Чтение текста. (проверяем, насколько присутствует ролевая интонация, соблюдение жанровых особенностей, особенности при чтении прозы и стихов)

После выявления затруднений и проблем у ученика необходимо составить индивидуальный план коррекционных и развивающих занятий, которые помогут овладеть техникой чтения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!