Техника чтения, как известно, характеризуется совокупностью качеств.
Цель обучения чтению - это ребенок, читающий правильно, осмысленно, орфоэпично, бегло, выразительно, владеющий навыками пересказа и воспроизведения прочитанного.
- Читать правильно - это значит, читать, не заменяя буквы, не переставляя отдельные буквы и слоги местами.
- Читать осмысленно - это значит, читать, понимая смысл слов и выражений в прямом и переносном смысле.
- Читать орфоэпично - это значит, читать, соблюдая нормы произношения. Не смешивать их с нормами написания. Читать, соблюдая ударение.
- Читать бегло - это значит читать с определенной скоростью.
- Читать выразительно - это значит, при помощи интонации воссоздавать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено художественное произведение. Уметь при помощи голоса раскрывать авторский замысел и свое личное отношение к содержанию произведения.
- Владеть навыками пересказа - это значит уметь передавать содержание текста полно, кратко, выборочно в устной или письменной форме.
К сожалению, не многие учащиеся даже в средних и старших классах могут похвастаться техникой быстрого чтения. Но это обратимо и корректируется. Для этого и необходим анализ техники чтения.
При определении типичных ошибок, ведущих к земедлению темпа чтения, можно пользоваться общим алгоритмом, классифицировать ошибки на уровне слова и текста.
Первым объектом анализа являются излишние паузы, которые встречаются
- Между буквами при слиянии букв в слог.
- Между слогами при чтении слов.
- При непонимании смысла слова.
- Между отдельными словами и предлогами при чтении фразы.
- Между словами при чтении предложений.
Или отсутствие пауз между предложениями, что приводит к полной потере смысла и непониманию прочитанного текста.
Вторым объектом анализа способа чтения является интонация
- Интонация внутри слова (ударение).
- Интонация фразы.
- Интонация предложения.
- Интонация всего текста.
Ошибки на уровне слова
- Распознавание букв. (проверяем, знает ли ребенок буквы, не смешивает ли их между собой, правильно ли соединяет их в слоги)
- Соблюдение структуры слова. (проверяем, понимает ли ребенок законы, по которым буквы соединяются между собой, образуя слоги и слова)
- Ударение. (проверяем, правильно ли ставит ударение внутри слова)
- Орфоэпия. (отслеживаем, соблюдает ли нормы орфоэпии при чтении)
- Понимание. смысла - при чтении текстов и столбиков слов сначала проверяем, понимает ли ребенок смысл слова, фразы или устойчивого выражения.
- Дыхание. (отмечаем частоту вдоха. Вдыхает после каждого слова или может прочитать предложение нескольких слов на одном дыхании)
- Произношение звуков. (отмечаем нарушения в звукопроизношении)
- Дикция. Состояние артикуляционного аппарата. (отмечаем нарушение уклада органов речи: положение языка, подвижность челюсти)
Ошибки на уровне текста
- Соблюдение грамматических, логических пауз. Не понимает назначения знаков препинания и устройства текста.
- Чтение слова с предлогами. (проверяем наличие лишних пауз между предлогом и словом, постановку ударения)
- Чтение предложений разной конструкции. (проверяем наличие интонации, соблюдение фразового ударения)
- Постановка дыхания при чтении текста. (анализируем, может ли ребенок произнести 4-5 слов на одном дыхании)
- Чтение текста. (проверяем, насколько присутствует ролевая интонация, соблюдение жанровых особенностей, особенности при чтении прозы и стихов)
После выявления затруднений и проблем у ученика необходимо составить индивидуальный план коррекционных и развивающих занятий, которые помогут овладеть техникой чтения.
Admin
analiz-tehniki-chteniya.rar
Размер:
19.19 Kb