Совершенствование техники чтения в младших классах

Многие дети приходят в первый класс уже умеющими читать. Но это только так кажется родителям и первоклассникам. Хорошо, если читать ребенка научил специалист, знающий как надо обучать чтению.

Но зачастую дошкольников учат читать родители, которые могут допустить в этом важном процессе серьезные ошибки.

Учитель обучает детей слоговому чтению, одновременно работая со звуками и буквами. Случается, что дома ребенка обучают буквенному чтению, и это создает большую проблему в обучении слоговому чтению в частности и в овладении техникой чтения в целом. Учителю приходится приложить немало усилий, использовать большое количество методов и приемов, чтобы исправить эти ошибки.

Важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Наконец, дети овладели слоговым чтение, а дальше идет работа над совершенствованием техники чтения.

Ведь скорость чтения оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Если ребенок читает медленно, допуская много ошибок в ударении, в окончаниях слов, в интонации, то тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Современные дети очень мало читают. Учитель и на уроках, и на родительских собраниях рекомендует читать как можно больше. Но не все родители могут уделить ребенку много времени для чтения. Часто на уроках мы вводим пятиминутки чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме "жужжащего" чтения одновременно.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения.
На уроке литературного чтения можно проводить разные упражнения на скорость и внимательность. Например, учитель предлагает детям открыть определенную страницу учебника, затем называет разные слова, а дети их отыскивают на странице. Причем, необходимо дождаться, чтобы все учащиеся отыскали эти слова, а не только те, которые хорошо читают.

Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга

"Чтение наоборот" по словам

Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д. Так же можно предложить детям составить слова из слогов, разбросанных на листе бумаги. Лучше использовать индивидуальную работу или работу в парах, чтобы все дети выполнили эту работу. Интересно учащимся составлять новые слова, используя буквы из данного слова. Например, даю слово девочки. Каждый ребенок составляет и записывает новые слова: чек, код, док, очки, век.

Упражнение "Найди лишнее слово"

Это тоже лучше проводить индивидуально или в парах по карточкам.

Москва, Волгоград, Астрахань, город, Самара, Казань.
Волк, лиса, тигр, корова, заяц, белка. медведь.

"Кто самый внимательный?"

Я предлагаю прочитать отрывок какого-нибудь произведения и сосчитать, сколько раз встречается указанное слово, например: солнце или улыбается.

Другая игра: на электронной доске написаны столбики букв, надо найти спрятанное слово.

Найди спрятанное слово

Конечно, большое значение имеет выборочное чтение, когда на вопрос учителя дети ищут ответ из текста произведения.

Прием "Молния"

Он заключается в том, что детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Школьники читают слово, а потом записывают его после того, как оно исчезнет.

Используя различные игры и занимательные упражнения, каждый учитель стремится к тому, чтобы чтение было для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость, повышало у ребенка интерес к чтению.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!