Данная статья предназначена для учителей английского языка. Хочу поделиться своим опытом обучению младших школьников чтению на английском языке. Работала с разными УМК и пришла к такому выводу, что знание не только букв, но и звуков обязательны при обучении чтению.
Также, научить младших школьников адекватно произносить все звуки и звукосочетания английского языка, а также различать их на слух.
Обучение фонетической стороне речи в начальной школе строится на основе принципа аппроксимации – приближения к идеальному произношению. Практически невозможно научить младших школьников соблюдению всех фонетических норм английского языка, на это просто не хватит учебного времени. В плане фонетического оформления речь младшего школьника должна быть понятна собеседнику и характеризоваться в целом верным произнесением звуков английского языка и в основном правильным интонационным рисунком.
Большинство учреждений образования включают иностранный язык в свою программу только когда школьники переходят во 2 класс. К этому моменту его уже обучат, как правильно читать на его родном языке, он будет понимать, что буквы образуют определенные звуки и складываются в слова. В этом случае обучение пойдет гораздо быстрее.
Все более популярным среди родителей и учителей становится способ обучения чтению, который называется Phonics (Фоникс). Суть его заключается в том, что дети не учат буквы отдельно от слов. Они учат ЗВУК, который в большинстве случаев формирует эта буква. То есть, букву "s" они запоминают не как "эс", а как "с". Это как в русском языке: мы называем букву "эм", но произносим "Машина".
Следующий после алфавита и звуков этап - чтение слогов. Ребенку нужно показать, как гласные соединяются с согласными, как сильно они дружат. И только затем переходить уже к последней стадии - словам.
Как я делаю это на практике. Даю детям несколько букв и фонетическую транскрипцию. Чтобы детям было все это понятно и легко они смогли выучить фонетическую транскрипцию я сделала 3 таблицы (они будут ниже в данной статье), в которых есть буквы, звуки и слоги.
На уроках разбираю изучаемые слова по схеме буква – звук, например: Буква А в закрытом слоге [æ], каждое слово таким образом разбирается по буквам и звукам, произносится сначала отдельными звуками, а потом целиком. Знаки транскрипции учиться писать не нужно, учимся их только читать.
Начиная новый урок, повторяю пройденные уроки, дети прочитывают задания на чтение. Проговариваю вместе с детьми неоднократно изучаемые буквы и звуки, которая обозначает каждая буква, стараясь ставить органы речи в правильное положение.
После этого потихоньку ввожу упражнения со словами, которые помогут ребенку быстрее освоить это нелегкое занятие - чтение на английском языке. Например: буква А, звуки в закрытом слоге [æ], в открытом слоге [ei] и практическая часть звук [ei] – (слова из четырех букв) take, cake, make и т.д., звук [æ] – (слова из трех букв) cat, fat, mat и т.д. Даю свои карточки со словами или нахожу что то в учебнике и читаю с детьми. Как практика показывает, многие дети в дальнейшем читают без затруднений. И конечно постоянная практика.
Суть упражнения в группировке слов по звукам. Ребенок, читая определенную группу слов, будет запоминать комбинации букв, которые при этом он видит. Таким образом, в его голове сформируется четкое понятие, как читается то или иное слово. Конечно, исключений в английском... пруд пруди, и за всеми ими не угнаться. Поэтому, чем больше ребенок будет читать, тем быстрее освоит правильное чтение.
После того как дети уже научатся читать отдельные слова, даю небольшие тексты, построенные на знакомом материале, добиваюсь понимания содержания несложных текстов, извлекать из них запрашиваемую информацию. Вначале, организовываю прочтение текста вслух, проверяю понимание текста, потом текст слушаем с детьми и после этого устно выполняю с детьми задания после текста.
Многие тексты беру из детских книг английских авторов. Даю еще такое задание, "Сделай свою книжку". Предлагаю лист А4 согнуть, нарисовать и подписать те слова, которые мы прошли. Дети в классе показывают свою книжку классу, это как проектная работа.
Прочитай звуки [b] [ei] [i] [i:] [ei] [b] [i:] [i] Прочитай слоги [bi] [bei] [bi:] [bi] [bi:] [bei] Прочитай буквы A, B b,a B,a,A,b A,b,a,b Прочитай звуки [æ] [s] [d] [k] [b] [ei] [i] [i:] Прочитайслоги [di:], [dei], [dik], [dæd] [sei], [sik], [sæd], [si:] [ki:], [kæd], [kik], [kei] Прочитай буквы C, d, D, c A, C, B, D B, d, c, a D, a, C, b, A, d, c, B Прочитай звуки [f] [ʃ] [t] [e] [ei] [d] [b] [s] [i:] [k] [i] [æ] Прочитай слоги [fed] [fi:] [if] [fæt] [ti:] [it] [tei] [æt] [ʃi:] [ʃei] [ʃeik] [æʃ] [bet] [es] [sed] [fed] Прочитай буквы F, e, f, E A, B, C, D, E, F a, b, c, d, e, f, b, e, d, c, a, f F, A, C, E, D, B |
Прочитай звуки [h] [g] [ʤ] [ʧ] [f] [e] [t] [ʃ] [ei] [æ] [e] [i:] Прочитай слоги [ʤi:], [ʤei], [bæʤ] [hit], [hæt], [hed], [hi:] [ɡei], [ɡet], [eɡ], [bæɡ] [ti:ʧ], [eiʧ], [ʧek],[ ʧi:k] Прочитай буквы H, G, g, h A, B, C, D, E, F, G, H a, b, c, d, e, f, g, h b, f, g, f, h, e, d, c C, T, H, F, G, A D, A, h, E, g, E H, D, B, F, c, h a, H, g, e, G, a, F Прочитай звуки [j] [ai] [ei] [æ] [f] [h] [ʃ] [ʤ] [s] [k] [ʧ] [e] [ʤ] Прочитайслоги [bai], [kai], [fai], [hai] [jæk], [jes], [jet], [jæf] [ʤai], [ʧai],[i], [ɡai] [fai], [ɡet], [ɡæs], [fæt] [vi:], [vei], [vai], [i:v] Прочитай буквы J, I, j, i A, B, C, D, E, F, G, H, I,J a, b, c, d, e, f, g, h, i, j h, g, f, I, e, j, a I, f, H, g, F, I, h, e, F F, A, C, E, I e, a, c, d, g b, e, f, h, j |