Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д.
При разработке ФГОС второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы.
Приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребенка. Именно поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель работы: реализация УУД на уроках в начальной школе.
Задачи:
Актуальность работы: В связи с загруженностью на работе, ритмом жизни родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Тема: гласный звук о, буква о.
Цель деятельности учителя: создать условие для ознакомление с буквой "о", со звуками о, для обучения работе с текстом.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: ознакомиться с буквой и звуком о; осмысленно, правильно читать слоги и слова; отвечать на вопросы учителя; называть звуки, из которых состоит слово; не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество слов и звуков в слове.
Метапредметные (УУД):
- познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работе класса.
- регулятивные: высказывать предположения на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке.
- коммуникативные: оформлять мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.
Оргомент. Актуализация знаний
- Повторим изученные буквы. Напечатайте букву-антенну, букву-кочергу и т.д.
Введение в тему
Отгадайте загадку: он упрямый и с хвостом. С длинными ушами. Это кто? (ослик)
- С какого звука начитается это слово? (о)
- Значит с какой буквой мы познакомимся? Чему научимся?
Открытие нового
Выделение звука "о" характеристика этого звука. Знакомство с буквой О.
- На что похожа буква о?
Слого-звуковой анализ слова. Чтение члогов.
Применение изученного материала
Работа по учебнику.
Рог порт топор пирог
Рот торт топот пироги
Пот торг потоп порог
1 столбик. Найти лишнее слово.
2 столбик. Сравните слова. Как образуются слова?
3 столбик. Найти слова, которые читаются слева направо и наоборот.
4. столбик. Найти самое длинное слово.
- Какая буква была хозяйкой данных слов.
Итог. Рефлексия деятельности
Работа публикуется в сокращении. Полную версию вы можете скачать по ссылке ниже