Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке в начальной школе

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д.

При разработке ФГОС второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы.

Приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребенка. Именно поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Цель работы: реализация УУД на уроках в начальной школе.

Задачи:

  • Изучение теоретического материала.
  • Использование УУД на уроках.

Актуальность работы: В связи с загруженностью на работе, ритмом жизни родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке.

Общее понятие УУД

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.

Виды УУДВиды УУД

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Универсальные учебные действия на уроках

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

  1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
  2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
  4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
  5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
  6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
  7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
  8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Урок обучение грамоте в 1 классе

Тема: гласный звук о, буква о.

Цель деятельности учителя: создать условие для ознакомление с буквой "о", со звуками о, для обучения работе с текстом.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: ознакомиться с буквой и звуком о; осмысленно, правильно читать слоги и слова; отвечать на вопросы учителя; называть звуки, из которых состоит слово; не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество слов и звуков в слове.

Метапредметные (УУД):

- познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работе класса.

- регулятивные: высказывать предположения на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

- коммуникативные: оформлять мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Оргомент. Актуализация знаний

- Повторим изученные буквы. Напечатайте букву-антенну, букву-кочергу и т.д.

Введение в тему

Отгадайте загадку: он упрямый и с хвостом. С длинными ушами. Это кто? (ослик)
- С какого звука начитается это слово? (о)
- Значит с какой буквой мы познакомимся? Чему научимся?

Открытие нового

Выделение звука "о" характеристика этого звука. Знакомство с буквой О.
- На что похожа буква о?
Слого-звуковой анализ слова. Чтение члогов.

Применение изученного материала

Работа по учебнику.
Рог порт топор пирог
Рот торт топот пироги
Пот торг потоп порог

1 столбик. Найти лишнее слово.
2 столбик. Сравните слова. Как образуются слова?
3 столбик. Найти слова, которые читаются слева направо и наоборот.
4. столбик. Найти самое длинное слово.
- Какая буква была хозяйкой данных слов.

Итог. Рефлексия деятельности

Работа публикуется в сокращении. Полную версию вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом