Первые трогательные шаги во взрослую жизнь – малыш идет в школу. И еще неизвестно, кто больше волнуется – мама с папой или маленькое сокровище.
Как только прозвенит первый звонок и закончится торжественная линейка, начинается сложный период в жизни ребенка - период адаптации к школе.
У кого-то это проходит легко и безболезненно, а кому-то нужно приложить значительные усилия, чтобы дать возможность организму приспособится к новым условиям.
На этом этапе первокласснику очень необходима помощь взрослых – родителей и учителей. Адаптация – это психологическая и физиологическая перестройка детского организма на работу в совершенно новых условиях. Легче этот период переносят детки, которые посещали детский сад. Тем не менее, школа значительно отличается от садика, и тут не имеет значение общеобразовательная это или частная школа в Москве. Теперь малышу нужно учиться дисциплине, его ожидает работа в напряженном режиме и новая система взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Более мягкая и безболезненная адаптация ребенка к школе происходит в тех случаях, когда родители загодя готовят его к будущим переменам, в семье имеется взаимопонимание и воспитанию малыша уделяется должное внимание.
Многое зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка и степени его подготовки к школе, типа учебного заведения, уровня квалификации учителя. В среднем на адаптацию у детей со здоровой психикой уходит приблизительно полгода. Хотя бывают случаи, когда малышу хватает всего 3 -4 недели, чтобы чувствовать себя прекрасно в новых условиях.
Понятно, что самым сложным является первый год обучения. Многие детки остро испытывают дефицит активности, поскольку помимо того, что нужно сидеть на уроках, родители часто определяют детей в музыкальные студии или водят на иностранные языки, дома разрешают подолгу смотреть телевизор. Поэтому в первом классе не стоит перегружать детишек дополнительными занятиями, добавлять нагрузки нужно постепенно и обязательно проявлять чувство меры.
Если малыш активный, ему необходимо много двигаться, но не в ущерб школьным занятиям. Очень важно чередовать активные игры и занятия. Как может проявляться плохая адаптация? В первую очередь об этом скажет хроническая неуспеваемость. Иногда родители чересчур жестко обходятся с первоклашкой, торопятся сделать его "человеком", а между тем и гиперопека, и культивируемая гиперответственность могут привести к нервному срыву и выработать стойкое не желание учиться.
Адаптация к школе должна быть не только у ребенка, но и у всей семьи - легче сообща привыкать к новому режиму, нагрузкам, учиться самодисциплине. Главное – не оставлять малыша один на один со своими переживаниями, понимать его, оставляя при этом возможность принимать самостоятельные решения.