Нет орфографическим ошибкам во втором классе

Главное в работе над ошибками, добиваться того, чтобы ученик стремился больше не делать их. При отсутствии у детей желания грамотно писать не будет успеха в повышении орфографической грамотности учащихся.

В этом убеждает мой педагогический опыт.

Чтобы ребенок серьезно относился к допускаемым ошибкам и хотел избавиться от них, я при проверке работ дифференцирую ошибки, ставлю не только оценку, но и даю конкретные, посильные и понятные для учащихся задания.

Ученик знает, что ему нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок.

Нет ошибкам!Нет ошибкам!

Виды заданий по предотвращению ошибок в первом – втором классе начальной школы:

  1. Закрепи правило написания разделительных знаков.
  2. В орфографическом словарике выдели пять слов с разделительным ь, в другой - пять слов с разделительным ъ.
  3. В словах с разделительным ъ выдели с которых начинается корень.
  4. Повтори правило написания безударных гласных корня.
  5. Подбери пять слов на изученную орфограмму, в которой допущена ошибка..
  6. Поставь ударение и выдели корень.
  7. Подбери родственные слова.

Эти задания даются тем ученикам, ошибки которых носят постоянный характер. Если же учащийся допустил ошибку по невнимательности, то от него требую навыка умения проверять работу.
После проведения контрольного диктанта или изложения обязателен урок по разбору допущенных ошибок. К нему составляю задания и упражнения разного уровня сложности, с теми словами в которых они допустили ошибки. Те же, кто успешно справился с контрольной работой, получает такие задания, которые содержат задания повышенной трудности.

Таким образом, пробелы в знаниях учащихся всегда в поле моего зрения. Даю карточки с заданиями и упражнениями, которые помогают ученику понять свои ошибки и избавиться от них.
В течении всего учебного года составляю таблицу и регулирую правильность написания письменных работ.
Осуществлять контроль за работой учащихся вообще и за работой над ошибками в частности, помогают мне и родители-единомышленники. Их я знакомлю с требованиями к правильности письменных работ, с правилами выполнения заданий. Надо учитывать, что родители могут лишь контролировать работу ребенка дома, а не оказывать методическую помощь. Учить ученика – обязанность учителя.

Я поделилась небольшим опытом наработок в сфере работы над ошибками в первом – втором классе, но не представила все методики этой сложной учебной деятельности педагога. Рассказала только о том, как я добиваюсь от учащихся серьезного и пристального отношения к выполнению письменных работ, применяя разнообразный дидактический материал, стремлюсь дифференцировать работу учащихся.

Именно эти методы работы достигать успешности в обучении детей. Они особенно необходимы в деле повышения орфографической грамотность учащихся.

Занимательные упражнения по грамматике и правописанию

Всем известно, что правописание безударных гласных корня усваивается с трудом. Ошибки на безударные гласные допускают учащиеся всех классов. Бесспорно, эти ошибки объясняются тем, что дети не видят частей слова, в прежде всего корня, а значит, не знают, в какой части слова и как нужно проверить гласную.

Мои учащиеся почти не делают ошибок на безударные гласные. Добиваюсь я этого так. Много внимания уделяю работе над составом слова. На каждом уроке учащиеся разбирают слова по составу, подбирают к слову однокоренные, учатся распознавать однокоренные слова, объясняют правописание корней и других частей слова, например: приставок, суффиксов во 2 классе, окончаний в 3. Прежде чем ученик начнет разбирать слово по составу, он определяет, какой частью речи это слово является.

Для того чтобы заинтересовать детей материалом, добиться от них активности на уроке, я часто провожу разнообразные упражнения, в том числе в занимательной форме. Это позволяет мне развивать у школьников наблюдательность, воспитывать привычку внимательно всматриваться и вдумываться в каждое слово, учить сравнивать слова, находить в них общее и различное, видеть в слове его части.

Выполнение таких упражнений в моем классе проходит живо и интересно, позволяет мне быстро повторять правописание слов с безударными гласными. Остановлюсь на тех заданиях, которые особенно удачно и с большой пользой для усвоения орфографии прошли у меня.

Для опознания частей речи каждый ученик получает карточку, на которой записаны предложения с такими, например, словами:

  • Я берегу свои книги. На берегу реки раскинулся лагерь.
  • На полке кусок мыла. Маша мыла посуду.
  • Печь топится. Будем печь хлеб.

Задание: "Если выделенное слово вы считаете именем существительным, закройте его красной фишкой, если это глагол синей". Устно учащиеся доказывают, почему в одном случае выделенное слово существительное, в другом - глагол.

В другом случае каждый ученик получает одинаковое число карточек (четыре-пять), на которых записаны имена существительные и глаголы, например: желтеть, желтизна, пожелтели, желток, желтеют. Такие карточки могут быть в двух-трех вариантах. Кто-либо из учащихся по моей просьбе называет не слово, а его грамматические признаки, по которым все остальные находят карточку с этим словом кладут ее на парту.

Полезными оказываются и такие задания. На каждую парту дается карточка, на ней написаны слова с разными корнями, а у каждого ученика в руках карточка, на которой записан один из корней, входящих в слово. Учащиеся получают задание найти в выписать из карточек все слова с указанным, корнем.

Аналогичны этим в друге задания. Учащимся раздаются карточки, на каждой из них записано по одному слову из трех-четырех групп однокоренных слов. Соответственно каждый из трех-четырех учеников получает карточку со словами, содержащими один из этих корней. Дети обходят класс, выбирая для себя карточки с тем корнем, который им нужен.

Иногда я использую и особого рода лото. Учащиеся получают карточки со словами из безударные гласные в корне. У каждого есть фишки-карточки с гласными о, а, е, и, я.
Один из учеников называет проверочное слово, а остальные на своих карточках закрывают однокоренное с безударной гласной фишкой с той буквой, которая должна писаться в этом слове.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!