Русский язык невероятно многообразен и богат. В начальной школе изучают несколько самостоятельных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие.
Наиболее распространены из всех частей речи в русском языке имена существительные, за ними по популярности следуют глаголы.
Глагол - это часть речи, которая применяется в языке для передачи действия предмета, отвечает на вопросы что сделать? что делать? что сделает? что делает? что будет делать?
У глагола выделяют признаки: лицо; число; время; наклонение; вид; род; залог; спряжение; возвратность.
У глагола в начальной форме (неопределенной форме, инфинитив) невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения.
Инфинитив – неопределенная (начальная) форма глагола, имеет суффиксы: ть, чь, ти
Например, поймать, пойти, сжечь.
Особенно много ошибок допускается при определении спряжения глагола учениками 4 класса, тема считается сложной в начальной школе. Усвоить эту орфограмму нужно обязательно.
Без глаголов не обходится ни один диктант в 4 классе. Для безошибочного написания личных безударных окончаний глаголов необходимо правильно определять спряжение глагола.
Спряжение глаголов в русском языке – это способность глагола изменяться по лицам и числам
Такое морфологическое свойство присуще только этой части речи и ее особым формам. Причем оно свойственно исключительно настоящему или будущему времени. Глаголы, употребленные в прошедшем времени, проспрягать невозможно.
Прежде чем определить спряжение глагола, искомое слово нужно проспрягать, то есть употребить в нужной форме, согласовав с личным местоимением единственного или множественного числа.
Другими словами, проспрягать глагол - значит изменить его по лицам и числам. Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.
|
Единственное число |
Множественное число |
1 лицо (Я, мы) |
напишу |
напишем |
2 лицо (Ты, вы) |
напишешь |
напишете |
3 лицо (Он, она, они) |
напишет |
напишут |
Важно! Не все глаголы в нашем языке могут образовать 1-ое лицо в единственном числе. Подобную форму не образуют:
В этом случае действия предмета в 1-ом лице можно выразить при помощи близких по значению словосочетаний. (я одержу победу; я смогу убедить и т.д.)
С их помощью можно разделить все глаголы на две большие группы, которые называются спряжениями. В нашей речи их два: I и II спряжение. Правильным считается написание римскими цифрами.
К I спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко II спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Если в этой части речи ударение выпадает на окончание, то нужно писать ту гласную букву, которая слышится в слове, например:
При изучении данной части речи чаще всего возникает вопрос: как определить спряжение глагола в русском языке?
Алгоритм определения спряжения прост. Для начала глагол нужно поставить в начальную или неопределенную форму (инфинитив). Именно она является решающей, когда нужно выяснить такой морфологический признак, как спряжение.
В первую очередь выделяют глаголы-исключения 2-ого спряжения. К ним относятся:
Все остальные глаголы принадлежат к 1-ому спряжению. Чаще всего они окачиваются на: "-уть" (вдохнУть), "-оть" (молоть), "-ыть" (плЫть) и другие.
Детям бывает сложно определить, какая гласная пишется в неопределенной форме глагола (инфинитиве). Поэтому написание некоторых глаголов следует запомнить.
клеить, вялить, строить, жалить, метить, молвить, беспокоиться, осилить, ездить, бросить |
веять, блеять, чуять, лаять, реять, таять, сеять, чаять, надеяться, лелеять, кашлять, каяться |
В нашем языке правило определения спряжения является важной орфограммой. Поэтому нужно научиться правильно писать глаголы с такими окончаниями, в которых гласная находится в "слабой" позиции. Выбор буквы здесь полностью зависит от того, каково спряжение того или иного глагола.
Cпряжение глаголов в 4 классе – непростая для восприятия тема, поэтому лучше разобрать ее на примере отрывка из сказки А.С. Пушкина:
СмотрИт: коршун в небе тонЕт
и не птичьим криком стонЕт.
Лебедь около плывЕт,
злого коршуна клюЕт.
В этом отрывке пять глаголов, из них три имеют безударные окончания и в двух – окончания находятся под ударением. Так, ударные гласные в глаголах "плывет" и "клюет" уверенно указывают на принадлежность к 1-ому спряжению.
Чтобы не ошибиться с выбором спряжения глагола, в остальных выделенных словах следует рассуждать так:
Разберем на примерах с окончаниями без ударений: например, "приклеим".
Действуем по алгоритму:
Еще один пример – "терпишь":
Рассмотрим другой пример – "читаете":
Подобный алгоритм позволит не только быстро узнать спряжение любого глагола в русском языке, но и правильно подобрать гласную в безударном личном окончании.