Конспект урока русского языка 4 класс "Спряжение глаголов"

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы "Спряжение глаголов".

Задачи:

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, лицо (в настоящем и будущем времени) и изменяемость личных окончаний;
  • развивать умение изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать).

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Значит, грамотно писать
Должен научиться!

Актуализация знаний

- Ребята, открываем тетради, отступаем от предыдущей работы 2 строки, записываем число, классная работа.

Словарная работа

- Сейчас я буду говорить вам синонимы иноязычных слов, которые мы с вами уже изучили, а вы должны будете догадаться, о чем идет речь, и написать задуманное слово.

  • свет, ток, освещение (электричество)
  • плащ, накидка (пальто)
  • дневник, блокнот, этюдник (альбом)
  • подсластитель (сахар)
  • утварь, сервиз (посуда)
  • груз, поклажа, кладь (багаж)
  • купон, талон, пропуск (билет)
  • дорога, бульвар, рощица (аллея)

- Проверьте свои ответы со слайдом, у кого нет ошибок, поставьте себе пятерку, у кого одна-две ошибки – четверку, у кого 3-4 ошибки – тройку, у кого больше ошибок – учите словарные слова.
- Ребята, что такое глагол?

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

- Как изменяются глаголы? (По временам и числам)
- Какие времена глаголов мы знаем? (Настоящее, будущее и прошедшее времена)

- Как определить время глагола? (По вопросу)
- Какие числа глаголов мы знаем? (Единственное и множественное)

Выявление места и причины затруднения

Беседа о лицах глаголов

- Посмотрите на слайд, определите в каком времени слова в 1 и 2 столбиках.
- Подберите к словам пропущенные местоимения и определяем их лицо. (по цепочке)
- Имеют ли глаголы форму лица? (да)

- Что вы заметили? (Окончание глаголов изменяются)
- Как изменяются глаголы? (По лицам)
- В каком времени употреблены глаголы?

- Определите число глаголов? (Множественное и единственное)
- Почему изменились окончания глаголов? (Потому что меняется лицо и число)

Учитель организует определение темы, цели и задач урока.
- Сделаем вывод, что меняется у глаголов? (При изменении глаголов по лицам меняется и его личное окончание)
- Значит, какая тема нашего урока? (Спряжение глаголов)

- Какая цель нашего урока?
- Какие задачи мы поставим? (Научиться, изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать)

  1. Узнать, что такое спряжение.
  2. Узнать, как спрягаются глаголы.

Организация работы с правилом

- Прочитайте правило на стр. 80.
- Как изменяется глагол? (По лицам)

- В каком времени изменяются глаголы по лицам? (В настоящем и будущем)
- Что изменяется у глагол, при изменении по лицам? (Окончание глаголов)

Учитель организует работу над упр. 164.
- Прочитайте задание, таблицу.
- Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего времени каждого лица и числа?

Что делаю? Что сделаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

- Назовите глаголы настоящего времени в каждом лице и числе, проговаривая их личные окончания.

Я (что делаю?) иду, окончание у, идешь, идет, идем, идете, идут.

- Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме будущего времени каждого лица и числа?

Что сделаю? Что сделаешь? Что сделает? Что сделаем? Что сделаете? Что сделают?

- Назовите глаголы будущего времени в каждом лице и числе, проговаривая их личные окончания.

Я (что сделаю?) спою,окончание у, споешь, споет, споем, споете, споют.

- Как изменяются глаголы? (По лицам и числам)
В каком времени изменяются глаголы по лицам? (В настоящем и будущем времени)
- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? (Окончание)

- Давайте, прочитаем следующее правило.
- Как называется изменение глаголов по лицам и числа в настоящем и будущем времени? (Спряжение)
- В форме какого времени спрягаются глаголы? (Настоящего и будущего)

Физминутка

Мы немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.

Как живешь? Вот так! (Дети поднимают большой палец)
Как идешь? Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!

Построение проекта выхода из затруднения

- Стр. 81 упр. 165. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Обсудить: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)
- Как мы это сделаем? (Проспрягаем каждый глагол и понаблюдаем, как меняется окончание)

- Записываем упр. 165, будем спрягать по паре слов в строке. (у доски)

  • 1 пара - подарю, построю.
  • 2 пара - читаю, дружу.
  • 3 пара - рассказал.

- К какому выводу мы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются)

Самостоятельная работа

- Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

... идет, ... побежим, ... смеются, ... думаешь, ... делали, ... пишу, ... рисуете,... простят.

Реализация построенного проекта

Выборочный диктант

- Выпишите слова в тетрадь, укажите число и время глаголов.

  • 1 ряд - 1 лицо
  • 2 ряд - 2 лицо
  • 3 ряд - 3 лицо

- Упражнение 166 выполняем в парах.
- Какие окончания у вас получились в 1 л. ед.ч.? (отвечают)
- Во 2 л. ед.ч.?

- В 3 л. ед.ч.?
- В 1 л. мн.ч.?
- Во 2 л. мн.ч?
- В 3 л. мн.ч?

Рефлексия

- Вот и подошел наш урок к завершению, какая тема нашего урока? (Спряжение глаголов)
- Почему изменяются окончания глаголов? (Потому что меняется лицо и число глаголов)
- В форме какого времени меняется лицо и число глаголов? (В форме настоящего и будущего времени)

- А как называется изменение глаголов по лицам и числа в настоящем и будущем времени? (Спряжение)
- Молодцы! Поднимите руку,если вы усвоили материал и у вас все получилось, поднимите руку, если что-то не поняли, поднимите руку, если совсем ничего не поняли, то в красный.
- Спасибо за урок, до свидания!

Размер:
25.87 Kb
Скачали:
25