Коррекционное образование.
Цель: учить определять и различать времена глаголов.
Задачи:
Организационный момент. Подготовка к восприятию новой темы
- Как называлась первая славянская азбука? (Глаголица)
- Подберите однокоренное слово к слову "глаголить".
- Подберите синоним к слову "глаголить".
- Название какой части речи созвучно со словом "глаголить"?
- Прочитайте слова на слайде. (Глаголица, глаголить, говорить, разглагольствовать, глагол)
- Какое из них несет отрицательный смысл? Что оно обозначает?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Какие еще части речи вы знаете?
Проверка домашней работы с использованием техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- Я думаю об одной части речи. Чтобы угадать, о какой, задавайте вопросы так, чтобы я отвечала односложно: да или нет.
Вопросы детей могут быть такими:
- Эта часть речи обозначает признак предмета? (Нет)
- Она отвечает на вопрос кто? или что? (Нет)
- Она является сказуемым в предложении? (Да)
- Она отвечает на вопрос что делать?
Учитель:
- О какой части речи я думала?
- Чем глагол отличается от имени прилагательного и имени существительного?
- А чем они похожи? (Изменяются по числам)
Закрепление. Подготовка к восприятию новой темы
- Используя свойство глагола изменяться по числам, выделите лишний глагол
- Измените число "лишнего" глагола.
Новый материал
- Теперь вновь в каждой строчке есть лишний глагол. Найдите его. Объясните, почему он лишний?
- Запишите каждую строку отдельно и без лишнего глагола.
- Какое свойство объединяет глаголы? Обратите внимание на фон презентации. (фоном служат часы)
- Что на нем?
- А часы показывают … (время)
- Каждую группу данных глаголов объединяет такое понятие, как "время".
- Что такое время? Прочитайте определение в левом окошке. (В словаре В.Даля оно определяется как "Последовательное течение суток за сутками")
- Изменение глаголов по временам – это еще одно свойство, которое отличает их от имен прилагательных и имен существительных.
- Прочитайте в правом окошке названия времен и вопросы, на которые они отвечают.
Прошедшее время: Что делал? Что сделал?
Настоящее время: Что делает? Что делают?
Будущее время: Что сделает? Что будет делать?
- Как же отличить одно время от другого?
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева "Весна" в среднем окошке. Найдите глаголы, задайте к ним вопросы и определите время.
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
Закрепление. Работа в группе по карточкам
- Найдите глаголы, определите число и время.
1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят …
(Ф. Тютчев)
1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе …
(А. Пушкин)
3. Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ …
(А. Некрасов)
Творческая работа. Упражнение "Оживи картинку"
Разноуровневое задание. (дети II группы получают карточки со Словами для справок и выбирают подходящие по смыслу, дети I группы получают карточки без Слов для справок – подбирают глаголы самостоятельно)
- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение подходящие по смыслу глаголы. Определите число и время глаголов.
Карточка для 2 группы
Весна. Веселая капель. Говорливые ручейки по оврагам. Деревья. Перелетные птицы.
Слова для справок: наступила, звенит, бегут, оденутся листвой, возвращаются
(Наступила весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручейки по оврагам. Скоро деревья оденутся листвою. Возвращаются перелетные птицы)
Карточка для 1 группы
Весна. Веселая капель. Говорливые ручейки по оврагам. Деревья. Перелетные птицы.
Выборочное письмо. Перед вами стихи о черепашке
- Выпишите глаголы из стихотворений. Каждый вариант находит свое стихотворение
1 вариант: выписывает глаголы настоящего времени.
2 вариант: выписывает глаголы прошедшего времени.
3 вариант: выписывает глаголы будущего времени.
Вывод
– Рассмотрите таблицу, сделайте вывод.
- Глаголы, которые в начальной форме отвечают на вопрос Что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Глаголы, которые в начальной форме отвечают на вопрос Что сделать? имеют форму прошедшего и будущего времени.
Итог урока
- Как изменяются глаголы? (По временам)
- Как определить время глагола? (По вопросу и по значению, т.е. когда происходило, происходит или будет происходить действие)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в момент речи, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило до момента речи , и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)