Урок русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам"

Коррекционное образование.

Цель: учить определять и различать времена глаголов.

Задачи:

  • учить различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • закрепить умение различать существенные признаки глагола.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка к восприятию новой темы

- Как называлась первая славянская азбука? (Глаголица)
- Подберите однокоренное слово к слову "глаголить".
- Подберите синоним к слову "глаголить".

- Название какой части речи созвучно со словом "глаголить"?
- Прочитайте слова на слайде. (Глаголица, глаголить, говорить, разглагольствовать, глагол)

- Какое из них несет отрицательный смысл? Что оно обозначает?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Какие еще части речи вы знаете?

Проверка домашней работы с использованием техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

- Я думаю об одной части речи. Чтобы угадать, о какой, задавайте вопросы так, чтобы я отвечала односложно: да или нет.

Вопросы детей могут быть такими:
- Эта часть речи обозначает признак предмета? (Нет)
- Она отвечает на вопрос кто? или что? (Нет)

- Она является сказуемым в предложении? (Да)
- Она отвечает на вопрос что делать?

Учитель:
- О какой части речи я думала?
- Чем глагол отличается от имени прилагательного и имени существительного?
- А чем они похожи? (Изменяются по числам)

Закрепление. Подготовка к восприятию новой темы

- Используя свойство глагола изменяться по числам, выделите лишний глагол

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкают.
  • Встречает, приносили, визжали, поскрипывали, дули.
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладят.

- Измените число "лишнего" глагола.

Новый материал

- Теперь вновь в каждой строчке есть лишний глагол. Найдите его. Объясните, почему он лишний?

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает.
  • Встречают, приносили, визжали, поскрипывали, дули.
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит.

- Запишите каждую строку отдельно и без лишнего глагола.

  • Трещит, дует, скрипит, воет, сверкает.
  • Приносили, визжали, поскрипывали, дули.
  • Прочитает, запишет, нарисует, погладит.

- Какое свойство объединяет глаголы? Обратите внимание на фон презентации. (фоном служат часы)
- Что на нем?
- А часы показывают … (время)
- Каждую группу данных глаголов объединяет такое понятие, как "время".

- Что такое время? Прочитайте определение в левом окошке. (В словаре В.Даля оно определяется как "Последовательное течение суток за сутками")
- Изменение глаголов по временам – это еще одно свойство, которое отличает их от имен прилагательных и имен существительных.
- Прочитайте в правом окошке названия времен и вопросы, на которые они отвечают.

Прошедшее время: Что делал? Что сделал?
Настоящее время: Что делает? Что делают?
Будущее время: Что сделает? Что будет делать?

- Как же отличить одно время от другого?
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева "Весна" в среднем окошке. Найдите глаголы, задайте к ним вопросы и определите время.

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

Закрепление. Работа в группе по карточкам

- Найдите глаголы, определите число и время.

1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят …
(Ф. Тютчев)

1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе …
(А. Пушкин)

3. Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ …
(А. Некрасов)

Творческая работа. Упражнение "Оживи картинку"
Разноуровневое задание. (дети II группы получают карточки со Словами для справок и выбирают подходящие по смыслу, дети I группы получают карточки без Слов для справок – подбирают глаголы самостоятельно)

- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение подходящие по смыслу глаголы. Определите число и время глаголов.

Карточка для 2 группы
Весна. Веселая капель. Говорливые ручейки по оврагам. Деревья. Перелетные птицы.
Слова для справок: наступила, звенит, бегут, оденутся листвой, возвращаются

(Наступила весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручейки по оврагам. Скоро деревья оденутся листвою. Возвращаются перелетные птицы)

Карточка для 1 группы
Весна. Веселая капель. Говорливые ручейки по оврагам. Деревья. Перелетные птицы.

Выборочное письмо. Перед вами стихи о черепашке

- Выпишите глаголы из стихотворений. Каждый вариант находит свое стихотворение

1 вариант: выписывает глаголы настоящего времени.
2 вариант: выписывает глаголы прошедшего времени.
3 вариант: выписывает глаголы будущего времени.

СлайдСлайд

Вывод

– Рассмотрите таблицу, сделайте вывод.

Изменение глаголов по временамИзменение глаголов по временам

- Глаголы, которые в начальной форме отвечают на вопрос Что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Глаголы, которые в начальной форме отвечают на вопрос Что сделать? имеют форму прошедшего и будущего времени.

Итог урока

- Как изменяются глаголы? (По временам)
- Как определить время глагола? (По вопросу и по значению, т.е. когда происходило, происходит или будет происходить действие)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в момент речи, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило до момента речи , и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!