Конспект урока во 2 классе по теме: Что такое глагол?

Тип урока: урок освоения новых знаний.

УМК: Школа России.

Цель урока: Овладение понятием "глагол" и умением находить его отличительные признаки. Формирование представления о функции глагола.

Форма работы: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Задачи:

  • Сформировать представление о глаголе, уметь находить и определять глагол в тексте, овладеть умением ставить вопросы к глаголам.
  • Развивать творческую деятельность и коммуникативные качества, формировать понимание о значении глагола в речи, создать доброжелательную атмосферу на уроке.
  • Осуществлять самоанализ, то есть проводить рефлексию; продолжать формировать умение слышать и слушать.
  • Понимать предоставленную информацию, фиксировать ее разными способами и уметь соотносить ее с уже имеющимися знаниями.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть сегодня! На этом уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Ее название вы сформулируете сами, но для этого каждому из вас нужно быть предельно внимательным. Но для начала давайте улыбнемся друг другу и подарим отличное настроение!

Актуализация знаний

Минутка чистописания
- Предлагаю вам поиграть в игру. Мальчикам нужно будет написать заглавную и прописную букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук, а девочкам нужно будет сделать то же самое, но только написать те буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук. Затем вам нужно будет поменять тетрадями друг с другом и проверить, правильно ли ваш сосед выполнил мое задание.

- Молодцы, ребята! Ни у кого это задание не вызвало затруднений, я очень рада этому!

Словарная работа
- Ребята, посмотрите все на доску. Перепишите все слова, вставляя пропущенные буквы.
Изм..ениться, св..стеть, уд..вить, обл..гчить, укр..еплять, с..лить, в..лна

- Теперь объясните, по какому принципу вы вставляли пропущенные букву? Назовите проверочные слова. Правильно!

- Как вы думаете, ребята, какое слово было лишним? Почему?
- Расскажите друг другу все, что вы знаете об имени существительном. (взаимопроверка)

- У каждого на столе лежат карточки со словами. Среди этих слов вам нужно выделить именно имена существительные. Вы знаете все главные признаки имен существительных, думаю, что вам не трудно будет справиться с этим заданием.

- Нужно будет охарактеризовать каждое слово, то есть сказать к какой части речи оно относится , что обозначает и на какие вопросы отвечает.

Выявление места и причины затруднения

- У нас остались еще пара слов. Вы можете назвать часть речи к которой они относятся? Почему?
- А вам хотелось бы узнать про эту часть речи?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно будет составить слово из первых букв данных на доске букв:

Говорить
Ладить
Авторизовать
Гадать
Обучать
Лаять

Запишите в тетрадь слово, которое у вас получилось. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое глагол, что он обозначает, и на какие вопросы отвечает.

Этап открытия нового знания

- Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля, чтобы узнать какое определение нам дается.
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

- У каждого из вас на паре лежит отрывок из текста "Удивительные глаголы". Давайте вместе прочитаем его.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, "глаголит" о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.

Что такое глаголЧто такое глагол

Физминутка

Мы немного отдохнем
И глаголы назовем:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,

Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!

Конкретизация и уточнение первоначальных понятий

- Ребята, откройте учебник на странице 68.Давайте попробуем сравнить наши предположения с правилом, который нам дан в учебнике и выполним упражнение 116.
- Сейчас мы с вами будем наблюдать над словами, которые могут обозначать действие предмета. Сейчас я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетрадь образовав от них глаголы.

Ход, блеск, стон, свет, покупка, лень, обед, работа.

- Молодцы! А что обозначают все эти глаголы?
- Даже глагол "лениться" будет обозначать действие, потому что обозначает на вопрос "что делает?"
- Ребята, а может ли быть одно слово относиться и к существительному и к глаголу? Вообще может ли одно слово относится к нескольким частям речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вам нужно будет записать их распределяя их в два столбика. В первый столбик нужно будет записать существительные, а во второй глаголы. Я буду вызывать вас по одному к доске.

Нож, светит, компьютер, кнопка, резать, течет, отчет, гладить, ездить, плавать, ехать.

- Трудно ли вам было при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово "пила" это существительное. Ребята, что необходимо сделать, чтобы доказать это?
- Давайте попробуем составить два предложения с этим словом.

Например: У папы в гараже лежит (что?) пила. Этим вечером она (что делала?) пила только виноградный сок.
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же слово может быть разной частью речи.

Подведение итогов урока

- Ребята, было ли вам интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении какого-нибудь задания?
- А что вам понравилось больше всего?

Домашнее задание

Упражнение 120, стр. 70.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!