Тип урока: урок освоения новых знаний.
УМК: Школа России.
Цель урока: Овладение понятием "глагол" и умением находить его отличительные признаки. Формирование представления о функции глагола.
Форма работы: групповая, индивидуальная и фронтальная.
Задачи:
- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть сегодня! На этом уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Ее название вы сформулируете сами, но для этого каждому из вас нужно быть предельно внимательным. Но для начала давайте улыбнемся друг другу и подарим отличное настроение!
Минутка чистописания
- Предлагаю вам поиграть в игру. Мальчикам нужно будет написать заглавную и прописную букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук, а девочкам нужно будет сделать то же самое, но только написать те буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук. Затем вам нужно будет поменять тетрадями друг с другом и проверить, правильно ли ваш сосед выполнил мое задание.
- Молодцы, ребята! Ни у кого это задание не вызвало затруднений, я очень рада этому!
Словарная работа
- Ребята, посмотрите все на доску. Перепишите все слова, вставляя пропущенные буквы.
Изм..ениться, св..стеть, уд..вить, обл..гчить, укр..еплять, с..лить, в..лна
- Теперь объясните, по какому принципу вы вставляли пропущенные букву? Назовите проверочные слова. Правильно!
- Как вы думаете, ребята, какое слово было лишним? Почему?
- Расскажите друг другу все, что вы знаете об имени существительном. (взаимопроверка)
- У каждого на столе лежат карточки со словами. Среди этих слов вам нужно выделить именно имена существительные. Вы знаете все главные признаки имен существительных, думаю, что вам не трудно будет справиться с этим заданием.
- Нужно будет охарактеризовать каждое слово, то есть сказать к какой части речи оно относится , что обозначает и на какие вопросы отвечает.
- У нас остались еще пара слов. Вы можете назвать часть речи к которой они относятся? Почему?
- А вам хотелось бы узнать про эту часть речи?
Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно будет составить слово из первых букв данных на доске букв:
Говорить
Ладить
Авторизовать
Гадать
Обучать
Лаять
Запишите в тетрадь слово, которое у вас получилось. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое глагол, что он обозначает, и на какие вопросы отвечает.
- Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля, чтобы узнать какое определение нам дается.
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.
- У каждого из вас на паре лежит отрывок из текста "Удивительные глаголы". Давайте вместе прочитаем его.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, "глаголит" о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.
Мы немного отдохнем
И глаголы назовем:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,
Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!
- Ребята, откройте учебник на странице 68.Давайте попробуем сравнить наши предположения с правилом, который нам дан в учебнике и выполним упражнение 116.
- Сейчас мы с вами будем наблюдать над словами, которые могут обозначать действие предмета. Сейчас я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетрадь образовав от них глаголы.
Ход, блеск, стон, свет, покупка, лень, обед, работа.
- Молодцы! А что обозначают все эти глаголы?
- Даже глагол "лениться" будет обозначать действие, потому что обозначает на вопрос "что делает?"
- Ребята, а может ли быть одно слово относиться и к существительному и к глаголу? Вообще может ли одно слово относится к нескольким частям речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вам нужно будет записать их распределяя их в два столбика. В первый столбик нужно будет записать существительные, а во второй глаголы. Я буду вызывать вас по одному к доске.
Нож, светит, компьютер, кнопка, резать, течет, отчет, гладить, ездить, плавать, ехать.
- Трудно ли вам было при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово "пила" это существительное. Ребята, что необходимо сделать, чтобы доказать это?
- Давайте попробуем составить два предложения с этим словом.
Например: У папы в гараже лежит (что?) пила. Этим вечером она (что делала?) пила только виноградный сок.
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же слово может быть разной частью речи.
- Ребята, было ли вам интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении какого-нибудь задания?
- А что вам понравилось больше всего?
Упражнение 120, стр. 70.