Конспект урока русского языка 2 класс "Обобщение об имени прилагательном"

Цель:

- Обобщить и закрепить знания об имени прилагательном, как части речи.
- Развивать навыки употребления прилагательных в своей речи, навыки сознательного каллиграфического письма, развивать устную и письменную речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картина девушки – весны, записи на доске, таблица «Имя прилагательное».

Ход урока

І. Организация класса.

Сегодня на уроке хотела увидеть, как дети умеют красиво работать. Поэтому на урок пригласила гостью. Угадайте, кто она?
С приветствием журавля
Просыпаются поля, небеса, ручьи
Украшает все леса
Отгадайте, кто она
Эта девица – красна? (вывешиваю картину девушки–весны)

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение стихотворения учителем
Я знаю, что лето порою строптиво
Я знаю, что осень порою плаксиво
Я знаю – зима порою строга
А как же весна
Молода, иль стара?

Не знаю сама
Вы ответьте, друзья.
Певцы называют её молодицей,
Поэты – красавицей, русской девицей.
А в сказке она - молода и стройна.

На самом же деле какая весна?
- Какое время года мы сегодня исследуем?

2. Каллиграфическая минутка
Письмо букв: Вв, Ее, Сс, Нн, Аа.
- Какое слово можно составить из прописанных букв? Запишите слово, объясните орфограмму, подберите проверочное (Весна - вёсны.)
- Как проверить безударную гласную?

На доске:
В…сенний д…ревья з..ленеет л…сной цв…ты м…лодеет
- К каждому столбику слов поставить вопрос. Какие это части речи?
- С какой частью речи вы работали дома и готовились к уроку?

3. Тема, цель.
Мы сегодня обобщим наши знания об имени прилагательном и подведём итог, что же мы знаем об этой части речи и для чего нужно знать имя прилагательное.
- Обратите внимание на 1 столбик слов.
- Повторите, какой же частью речи они являются? Докажите?

ІІІ. Закрепление изученного материала

1. Работа по таблице
Какой? Какая? Какое? Какие?
Ед.ч. ж. р м.р. с.р.
Мн.ч.
- Что обозначает прилагательное? - На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано?
- Докажите, что вы знаете имя прилагательное. Вот вам задание от Девицы – весны.

2. Игра «Улови прилагательное»

Запишите слова в тетрадь:
Зеленеет, зелёный, зелень;
солнце, солнышко, солнечный;
колокольчик, синий, синеет;
серебристый, серебро, серебриться;

- Как вы считаете слова, которые вы записали «подходят» к весне?
- Молодцы, продолжим вспомните, может ли имя прилагательное в речи употребляться самостоятельно? Почему?
- С какой частью речи оно связано? И снова вам задание от Красавицы – весны.

3. Подбор прилагательных к существительным.
Весна просит, украсить её предложения, добавить не достающих имён прилагательных.

На доске:
Светит ____________ солнышко. Из лесной чащи появился __________ медведь. _________ белочка прыгает с ветки на ветку. (Слова – помощники: ласковое, жаркое, ясное; огромный, неповоротливый, добродушный, маленькая, проворная, весёлая)

- Прочитайте, какие у вас получились предложения. Какие прилагательные больше подходят к описанию весны?
- А теперь давайте немного отдохнём и пофантазируем. Представьте, что вы весенние цветочки, просыпаетесь и радуетесь весне

4. Физкультминутка

(звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»)
- Продолжим наш урок и снова обратимся к таблице.
- Как изменяются имена прилагательные? Как определить род и число имён прилагательных?

5. Определение рода и числа
На доске:
Ласков__ солнышко - ?
Неповоротлив__ медведь - ?
Проворн__ белка - ?
- Какие вопросы нужно применить, чтобы правильно написать окончание прилагательных? Сегодня наша Молодушка–весна приготовила для вас индивидуальные задания.

6. Работа по индивидуальным карточкам (3 варианта)

Карточка 1
Дописать окончания прилагательных, определить род и число.

Подснежник бел___
Тюльпан стройн___
Фиалка ароматн___ .
Ландыш душист___ .
Карточка 2
Из существительных образовать прилагательные. Определить род и число.
Весна - _______
Сирень - ________
Ромашка - ________
Поле - _________

Карточка 3
Записать предложение, подчеркнуть имя прилагательное. Определить род и число. Голубые лепестки протянул пролесок к яркому солнышку.
- О каком времени года мы весь урок ведём разговор? А чтобы красиво рассказать о весне, какая часть речи помогает?
- Что ж давайте применим имена прилагательные, для того , чтобы сочинить маленький рассказ о весне. А составлять предложения нам помогут вопросы.

7. Сочинение – миниатюра
- Какое время года пришло?
- Какое небо?
- Что появилось на деревьях?
- Какие цветы зацвели первыми?

На доске:
Слова-помощники: ранняя, тёплая, молодые, клейкие, нежные, стройные.
Зачитает своё сочинение - миниатюру… Сдайте тетради для проверки.

Итог урока

- Какая же часть речи украшает нашу речь?
- Что такое имя прилагательное?
- Какое время года гостило у нас в гостях? - Какая весна?

Рефлексия

- Что на уроке понравилось? Какое у вас настроение? Выразите своё мнение красиво.

Автор: Наумченко Надежда Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ ЛНР «ССОШ № 32», г. Стаханов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!