План-конспект урока русского языка во 2 классе: "Глагол как часть речи"

Цель урока во 2 классе на тему "Глагол как часть речи" - познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

- Всем доброе утро! Нам очень приятно видеть вас в нашей школе. Гости - это всегда хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

- Прочитайте высказывание Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"
- Как думаете, какое отношение это высказывание может иметь к нашему уроку.
- Правильно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять не только на уроке, но и жизни.

II. Целеполагание

- Дети, скажите какое животное называют "кораблем пустыни".
- Верблюды бывают разные. (одногорбые и двугорбые верблюды)

Индивидуальная работа

- Возьмите текст на желтых листочках
Двугорбые верблюды _________ густой шерстью. Они спокойно________ сильную жару. ________ ресницы _______ глаза от песка.
Слова для справок: переносят, защищают, длинные, обросли,

Задание: Нужно вставить в предложение слова, строение которых соответствует схеме, и обозначить его части.

Организация проверки. (фронтальная)
- Прочитайте первое предложение?
- Какое слово вставили? (на доске карточка обросли)
- Кто прочитает второе предложение?
- Какое слово вставили? (карточка переносят)
- Прочитайте последнее предложение.

- Какое слово вставили к первой схеме, ко второй? (карточки длинные, защищают)
- Подумайте и скажите, какое из этих слов лишнее? По какому признаку? Докажите, что это глаголы.
- Тогда сформулируйте тему урока: "Глагол как часть речи".

Вопросы на которые отвечает глаголВопросы на которые отвечает глагол

- Как вы думаете, зачем нужны глаголы в речи?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?

III. Актуализация знаний о глаголе как части речи

- А вы знаете зачем верблюду горб?
- Прочитаем текст на зеленых листочках и найдем ответ.
- Кто готов ответить? (после ответа)

Текст

Верблюд еду носит с собой. В горбах содержится жир. Горбы - запасы пищи и используются им во время длительного путешествия. В каждом горбу хранится до тридцати шести килограммов жира. К концу путешествия горб верблюда теряет свою форму, становится дряблым и свисает набок, словно пустой мешок.

Задание.
1 группа: выпишите 1-ое предложение, подчеркните главные члены и определите части речи.
2 группа: Найдите предложение с однородными членами и выпишите глаголы.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что обозначает глагол?

Проверка.
1 группа: Назовите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
2 группа: Прочитайте ваше предложение, какие глаголы выписали? Что обозначает глагол?

Выполним тест и сделаем вывод. (Тест на розовых листочках)

Выберите правильный ответ:

1. Глагол - это
в) часть речи
г) член предложения

2. Глагол обозначает:
д) предмет
е) действие предмета
ж) признак предмета

3. Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения является?
л) подлежащим
м) дополнением
н) сказуемым

5. Как подчеркивается в предложении?
о)_____________
п)_ _ _ _ _ _ _
р)______________

Проверка: Какое слово получилось? (верно)
- Так, что мы знаем о глаголе?
- Глаголы решили с нами поиграть в прятки и проверить сможем ли мы найти их среди других частей речи.

Работа по учебнику

С. 69 Упр. 143 – Прочитайте все задание и найдите только письменное. Кто готов его прочитать?
1 группа записывает 4 предложение.
2 группа: записывает 5 предложение.

Проверка:
– Ребята, что интересного вы заметили? (есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение)
1 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Светило - глагов. Докажите. (вопрос)
- А теперь скажите, только лишь по вопросу вы отыскали глагол? На что еще вы обратили внимание? (на лексическое значение слова)
- Что обозначает этот глагол? ( Излучать свет)

2 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Белил - глагол. Докажи. (вопрос)
- А вы как отыскали свой глагол? Что обозначает этот глагол?
- Тогда другое выделенное слово какой частью речи является? (сущ.)
- Как вы определили что это существительное? (по вопросу и лексическому значению)
- А чтобы узнать лексическое значение слова мы куда должны обратиться?

Работа с толковым словарем
1 группа: Вы ищете лексическое значение слова - светило
2 группа: Вы ищете лексическое значение слова - белила (зачитывают)

- А теперь сделаем вывод: По каким признакам можно различить части речи?
- по вопросу
- по лексическому значению .
- Как называются слова в русском языке, которые пишутся и произносятся одинакова, но имеют разное лексическое значение – омонимы.

IV. Физминутка

- Все встали. Я буду называть слова (слова на карточках на доске), а вы должны показать мне действия. (плавать, топать, хлопать, идти) Сели тихо.
- К какой части речи их можно отнести. Можем ли мы показать действия, не делая движения руками, ногами? Значит, эти глаголы обозначают что? (Движение)

V. Открытие новых знаний.

- А сейчас моими помощниками будут … и … (даю карточку) Прочитай слово и покажи действие, которое здесь написано.
Думать – это глагол? Докажи. (вопрос) Покажи действие. Трудно, не получается.

- Может следующее слово получится.
- Размышлять – это глагол? Докажи? Покажи действие. Опять трудно.
- Ребята, а почему им трудно, невозможно показать эти действия?
- А что обозначают эти глаголы? (эти глаголы со значением мысли)
- Еще бывают глаголы со значением чувств и со значением речи.

А) Задание "Дорожка" (выполняют на экранах)
- Упражнение выполняется на двух строчках.
- Первая строчка глаголы со значением чувств. (ч.)
- Вторая строчка со значение речи (р.) Я читаю слова, а вы слова не записываете, а ставите только порядковый номер слова на нужной строке.

  1. Говорить
  2. Грустить
  3. Радоваться
  4. Рассказывать
  5. Спросить
  6. Веселиться.

- Соедините цифры по порядку. Что получилось? Покажите.

Работа в группах
- А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? увидеть цвет?
- Вот на эти вопросы вы и будете отвечать, работая в группе.
Задание для 1 группы (тексты на голубых листочках)

Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, жалобно кукует кукушка.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

Задание для 2 группы (тексты на голубых листочках)
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов увидеть цвет? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Все деревья в полном соку, все травы цветут. Куда ни оглянись, все цветы, цветы.
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет ландыш и алеют зрелые ягоды костяники.

Отчет группы
Проверяем так: С каждой группы по 2 человека.
первый - читает текст, второй - отвечает на вопрос
1 группа: Какие глаголы это доказывают?
2 группа: Какие глаголы это доказывают? (алеют - а кто подберет синоним к этому глаголу)
- Не зря говорят, что глагол занимает 2 место после существительного.

V. Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами выполнили много заданий на уроке, но главное – удалось ли нам выяснить какую роль выполняют глаголы в языке?
- Что могут передавать глаголы? (глаголы в речи могут передать движение, чувство, речь, увидеть цвет, услышать звуки)
- Где могут пригодиться полученные знания?
- А сейчас вам надо оценить свою работу. Прочитайте.

На доске:

Мне на уроке

  • было легко и интересно
  • было трудно, но интересно
  • было трудно и неинтересно

- У вас на партах ладошки. Прикрепите свою ладошку. (получилось солнышко)

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору)

  1. Составьте рассказ "Как мы ходили на рыбалку" Подчеркните глаголы.
  2. Работа со словарем. Найдите четыре глагола и запишите их лексическое значение.
  3. Спишите текст из энциклопедии (6 предложений) и подчеркните глаголы.

- Послушайте стихотворение "Я учу глаголы"
- Ребята я хочу вас поблагодарить за работу и сказать спасибо.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!