Цель: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова, познакомить с понятиями "корень", "родственные слова".
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник Н. В. Нечаева "Русский язык" 2 класс, компьютер, проектор.
Технологии на уроке: исследование, информационно-коммуникационная.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности учащихся
Здравствуйте, ребята!
Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час (проверка готовности к уроку).
Минутка чистописания
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Букву к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Вм он ля ле (анализ ошибок)
Изучение нового материала
- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Все мы будем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ? (отвечают на вопросы, знакомятся с определением слова "исследователь")
- Ребята, внимательно посмотрите на экран. Кого вы на нем видите? (родственников).
- А кого считают родственниками? (Людей, у которых общие родители)
- Как можно узнать родственников, что их объединяет? (Из одной семьи, похожи между собой)
- Как вы думаете, а еще у кого могут быть родственники? (у животных)
- А у слов могут быть родственники? (наверное)
- Хотите это выяснить? (да)
- Тогда сейчас мы этим и займемся.
Организация исследовательской деятельности
Итак, сегодня мы будем исследовать слова. А для чего? (чтобы узнать, есть ли у слов родственники). Для этого мы должны разделиться на группы.
Физкультминутка
Руки в стороны держите,
Раз, два, раз, два!
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз, И на место все садись!
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
Работа по теме урока
Отгадывание загадки:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я ни вверх, а вниз расту. (корень)
- Какой же корень мы будем исследовать на уроке русского языка? (корень слова) Тема исследования: "Корень слова. Родственные слова". А теперь я предлагаю вам начать исследовать самостоятельно слова в группах. На партах у вас лежат карточки. Возьмите их.
Прочитайте и ответьте на вопросы:
1 группа
Мороз, морозить, морозный, заморозки, изморозь, Морозко.
2 группа
Рыба, рыбак, рыбешка, рыбачить, рыбный.
3 группа
Корм, кормить, кормление, прикорм, кормушка (отчет групп).
- Как же называются слова, которые имеют одинаковую часть?
(Чтение определения в учебнике с. 44, отвечают на вопрос)
Включение в систему знаний и первичное закрепление
(Работа по группам)
- Найдите общую часть и выделите ее у слов, с которыми вы сейчас работали, используя инструкцию "Как найти корень слова"
- Выберите любое слово и прочитайте в нем только корень. Понятно, что оно обозначает? Попробуйте закрыть корень слова и прочитать остальные части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать? (в корне заключено общее значение родственных слов)
Самостоятельная работа
А теперь каждый сам исследует слова, которые у вас даны на карточках. Выделить корень слова.
1 вариант
Трава - травяной - травушка - травинка
2 вариант
Лес - лесник - лесной - лесочек
(проверка)
- Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении заданий полученные знания.
Рефлексия
- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли цели?
- Что такое "корень" слова?
- Какие слова называются "родственными"?
- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости (плакат на доске, у каждого ученика яблоки трех цветов). Если вы уверены, что самостоятельно можете выделять и характеризовать корень - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти задания у вас большие затруднения - зеленое (учащиеся вешают яблоки разного цвета).
- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
Домашнее задание
с. 43, упр. 84 - выписать родственные слова, выделить корень.