УМК "Школа России", 2 класс.
Цель урока: узнать, что такое орфограмма, и научиться находить ее в слове.
Задачи урока:
1. Развить способность детей видеть в слове орфограмму;
2. Повторить все знакомые опасные места;
3. Ввести понятие "орфограмма";
4. Развитие речи у учащихся;
5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.
Организационный момент
Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган - здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки заводные.
Хорошенько потянусь,
Сбоку на бок повернусь.
И сейчас мы скажем дружно:
"С добрым утром!"
Актуализация знаний
Повторение – мать учения. Объясните, как вы понимаете следующие слова (по очереди учитель показывает слова, дети объясняют значение):
Определение темы урока и целей
Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока. (Что такое орфограмма?)
Определим цели нашего урока (слайд 1):
- Узнать… (что такое орфограмма)
- Видеть… (орфограмму в словах)
Изучение нового материала
Начнем разбираться, что такое орфограмма. На слайде 2 написаны слова с пропущенной буквой.
1) Ш...р, кр..т, с..р.
Учитель с детьми работает над этими словами. Давайте произнесем эти слова, какой звук слышим, теперь давайте вставим пропущенные буквы. Теперь сделаем вывод, какие есть слова в русском языке? (Как слышим, так и пишем)
2) Ст..кло, с..ва, сне..
Проводим такую же работу: как слышим и как пишем. Делаем с детьми вывод.(Слышим один звук, а пишем другую букву, которую можем проверить)
3) Т..пор, п..нал, ..зык
Вывод: Слышим один звук, а пишем другую букву, которую нельзя проверить. Эти слова надо запоминать.
Как вы думаете, какая строка лишняя и почему?
То место в слове, где мы можем сделать ошибку, и называется орфограммой.
Первичное закрепление
Вы уже знаете орфограммы и сейчас назовите. Работа по слайду 3.
Физкультминутка с движениями
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать понемножку.
Но не хочется им петь.
Согласную букву проверяй,
Гласную букву к ней подставляй.
Работа в тетрадях
Слайд 4.
В данных словах пропущена орфограмма, давайте прочитаем эти слова. А теперь спишите эти слова, вставляя пропущенную букву. Взаимопроверка по слайду 5. Встаньте те, кто вставил все правильно.
Слайд 6.
На слайде вы видите картину. Глядя на нее, давайте найдем 7 слов с орфограммой и докажем, какую букву надо писать. (Желающие пишут слова на доске и проверяют их).
Работа в группе.
Когда буква в слове пропущена – это легко, вас нацеливают, подумай, какая здесь буква. А теперь задание будет потруднее. Вам даны слова, где есть орфограмма (а что такое орфограмма?) и нет орфограммы (как слышу, так и пишу). Эти слова надо распределить в два столбика на отдельном листочке: где есть орфограмма и нет. (слайд 7)
Проверка по слайду 8. Кто сделал все правильно? Встаньте. Какие вы молодцы, вы уже видите, что в слове есть орфограмма.
Подведение итогов
У нас было две цели (слайд 9). Вы узнали, что такое орфограмма? Расскажите.
Мы сегодня только попытались видеть орфограмму в слове. Это очень трудно, этому вы будете еще долго учиться. У вас должна появиться орфографическая зоркость. Самое главное на сегодняшнем уроке, чтобы вы поняли, что такое орфограмма.
К нам сегодня в гости пришла Королева Грамматика, она отвечает за все правила в русском языке. Давайте подарим ей букет цветов: кто хорошо понял тему, подарите красный цветочек, кто еще не все понял – желтый цветочек, кто совсем не понял – синий.
Спасибо за урок!