Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: Суд над безударными гласными

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-суд

План урока:

1. «Подготовительная часть»                           8 мин

- Организационный момент

- Минутка чистописания

- Объявление темы и целей урока

2. «Судебное следствие»                                12 мин

- Словарная работа

- Первичное закрепление

3. «Прения сторон»                                      12 мин

- Физминутка

- Вторичное закрепление                               0,5 мин

4. «Последнее слово подсудимым»                    5 мин

- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

5. «Постановление приговора»                         3 мин

Цели урока:

- образовательные: создание условий для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладения способами проверки; отработка алгоритма проверки безударной гласной буквы в корне слова.

- развивающие:развитие внимания, устной и письменной речи учащихся,  а также орфографической зоркости

- воспитывающие: воспитание любознательности, культуры межличностного общения; любви к русскому языку 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Формы

Средства

«Подготовительная часть»

1. Организационно-мотивационный.

Постановка учебной задачи

Приветствие. Встали, подровнялись, проверили готовность к уроку.

(вкл. музыка)

- Сегодня у нас необычный урок - урок-суд. И мы с вами находимся в зале судебных заседаний. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. 

Поприветствовали учителя. Дети проверили свою готовность к уроку.

 

Словесный

 

Коллективная

Языковые

2. Минутка чистописания

- Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».

- Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы увидели в соединениях?

На доске: иБиЕиЗиУиДиАиРиНиЫиЕ иГиЛиАиСиНиЫиЕ 
- Прочтите и запишите, спрятанные здесь слова. Не забываем следить за своей посадкой. Сядьте правильно.

(учитель ходит по классу и контролирует работу детей, следит за посадкой).
- Кто может назвать тему нашего необычного урока? 

(Учитель подводит итог, словесно оценивая работу учащихся.)

- Тема урока: «Суд над безударными гласными»

- Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляется состав суда: 
Судья – Фетисова Татьяна Николаевна 
Прокурор –Нектов Станислав
Адвокат – Гуров Савелий 
Подсудимые – безударные гласные в корне. 

Дети работают в своих тетрадях. Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос  и формулирование темы и цели урока.

 

 

(ответы детей)

- «И» с чередованием «Б,Е,З,У,Д,А,Р,Н,Ы,Е,Г,Л,А,С,Н,Ы,Е»

 

 

(дети пишут)

 

 

 

 

 

 

(Один ученик отвечает)

- Тема нашего урока «Безударные гласные»

Проблемно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Фронтальная

 

Индивидуальная

 

 

Презентация

 

 

Классная доска

«Судебное следствие»

3. Словарная работа

- Мы начинаем слушание по делу. Прокурор вам слово.

 

 

 

 

- Адвокат, вам есть что добавить?

 

 

 

Сейчас разберёмся! Скажите мне, ребята, как называются эти птицы? 


- Вот видите, ребята назвали всех птиц правильно.

 

- Попрошу всех  записать названия этих птиц, а  потом проверим предположение прокурора?                                   

 

(Проверка работы).

 

- В каких словах безударный гласный можно было проверить? А что нужно делать с остальными словами?

Прокурор: - Ваша честь, сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! 

Адвокат: - А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными. 

Прокурор: -  Ваша честь, в суд поступило заявление от птиц. Прошу ознакомиться с материалами.
«Мы страдаем больше всех. Наши названия постоянно пишут неправильно» 

(учащиеся называют птиц на слайдах презентации)

- Назвали правильно, но пишут их совсем по-другому.

(дети пишут сорока, ворона, дятел, воробей, снегирь, синица)

(дети отвечают)

- Это словарные слова. Их нужно запомнить.

 

Игровой

 

 

 

 

 

 

Словесный

 

Коллективная

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

Презентация

4. Первичное закрепление

Судья: - Прошу подойти сюда свидетелей   (вызывает 6 учеников) На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду. 
Судья: - Получите документы, ознакомьтесь с их содержанием, выполните задания и сдайте суду. 
- А мы продолжаем наше заседание.

У суда есть видеозапись, которая подтверждает тот факт, что безударные гласные надо проверять. Так ли это, мы сейчас выясним.

- Господа присяжные, какой вывод вы можете сделать? Каким способом можно проверять безударные гласные в корне?

- Запишите слова, которые были представлены в видеофрагменте и подберите к ним проверочные.

- Ребята, которые получили индивидуальное задание, сдайте документы суду.

(адвокат проверяет работу)

- Савелий Иванович, вам слово.

Свидетели: - Клянёмся! 

 

 

 

 

(дети работают по карточкам

самостоятельно.)

 

(просмотр видеоматериала)

 

(дети отвечают)

- Для того чтобы проверить безударную гласную, надо множ.число изменить на ед.число и наоборот.

(дети пишут: нога- ноги, вода -воды, трава- травы)

Адвокат: - А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (читает фамилии и оценки). 

Нагляднай

 Индивидуальная

 

 

 

 

 

Коллективная

Индивидуальные карточки

 

Презентация

 

«Прения сторон»

5. Физминутка

- В зале суда объявляется перерыв. Всем встать.

(дети выполняют физминутку под музыку)

Игровой

Коллективная

 

6. Вторичное закрепление знаний

- Продолжим наше заседание и на следующем этапе докажем, что вы умеете проверять безударные гласные. Для этого откройте свои учебники на стр. 58 упр.401. Запишите отрывок, решая задачи и отмечая все орфограммы.
- Каким способом проверки гласных вы воспользовались?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, но всем ли вам было легко это сделать? Перед вами дерево знаний, но на нём нет плодов. В конце урока вы оцените свою работу с заданиями по трём критериям:

- я легко справился с заданием (красный)

- я затруднялся в выполнении (жёлтый)

- я не справился бы с заданием сам (зелёный) и поднимите соответствующий цвет карточки. А мы продолжаем.

Судья: - Я считаю, что надо провести еще один следственный эксперимент. Станислав Игоревич, вы согласны со мной?

- А теперь слушаем задание. Записать слово, вставив безударную гласную. Записать к нему проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание? 
Судья: - Следующее задание. Запишите под диктовку слова. Докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет разбирательству. 
Боль, болит, болеет. 
Свет, светло, светлеет. 
Тёмный, темнота. 
- Как называются слова, имеющие общую часть? Выделите корень 


- Маша прочти слова, которые ты выписала в 1 вариант. Это верно.

 

- Во 2 варианте Сережа прочти слова. Молодец, ты не допустил ошибок.

- Все справились с заданием?

(дети выполняют задание; один ученик поднимается и комментирует, а остальные проверяют и исправляют недочеты)

- В слове «трОпинка» пропущена буква О, т.к. проверочное слово «ТРОПЫ», в слове «подвЕла» пропущена гласная Е, т.к. проверочное слово «ПОДВЁЛ», в слове «прошЕл» я вставил (а) Е, т.к. проверочное слово «шедший», в слове «брОжу» О, т.к. проверочным является «БРОДИТ» и в слове «обхожу» гласная О, т.к. проверочное «ОБХОДИТ»

(ответы детей)

- Для того чтобы проверить безударную гласную, мы гласный поставили под ударение.

Прокурор: Да, согласен. Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки: 
Пятак есть, а ничего не купить. 
(св_ нья) 

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова. 
(к_за)

У меня большая грива ушки и копытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шерстка гладка, кто же я?

(л-шадка)

(Самостоятельная работа, проверка с использованием вееров)
(дети отвечают)

-Свинья – свиньи

-Коза – козы 
-Лошадка – лошадь

(дети с помощью веера гласных звуков показывают букву, которую они вставили и называют проверочное слово)

- Слова, которые имеют общую часть, называются однокоренными.

Прокурор: - А я попрошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.
На доске слова: ст_лы, шк_фы, ш_ры, м_сты, тр_ва, в_лна, д_ска, д_ма. 
Задание: 1-й вариант выпишите слова с безударной гласной А 
2-й вариант выпишите слова с безударной гласной О. 
- Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у своего соседа и поручитесь, что задание выполнено верно. 
Маша читает:

- Шкафы, шары, трава

Сережа читает:

- Столы, мосты, волна, доска, дома.

- Адвокат. - Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные.

Словесный

 

 

Игровой

 

 

 

наглядный

 

Практический

 

Взаимопроверка

 

 

Мотивационный

 

 

Индивидуальаня

 

 

Фронтальная

 

 

Коллектиная

 

Парная

 

 

 

 

 

Учебник

 

Презентация

 

Доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Слово подсудимым»

 

Судья: – В зал суда приглашаются безударные гласные. Что вы можете сказать в свою защиту?

Подсудимые (Ученики с буквами А, О, Е, И, Я) 
- Безударный – хитрый гласный, 
Слышим мы его прекрасно! 
А на письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье. 
Чтоб развеять все сомненья! 

Игровой

Коллективная

 

 

Судья: - Господа присяжные,давайте удостоверимся в этом. Я называю слово, а вы показываете на веере безударную гласную и проверяете её:

село, гнездо, сосна, зима, вода, беда, число. 

(дети показывают на веере выбранную букву и называют проверочное слово хором)

- сЕло- сЁла, гнЕздо-гнЁзда, сОсна-сОсны, зИма- зИмы, вОда- вОды, бЕда-бЕды, чИсло- чИсла.

Игровой

Индивидуальная

 

 

«Вынесение приговора»

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Судья: - Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! 
Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: 
Безударные гласные оправдать и постоянно их провериять!

Судья: - Вы сегодня плодотворно поработали, но какими же плодами наполнилось ваше дерево знаний? Легко вам было выполнять задания или вы испытывали затруднения, или поняли, что без помощи вы бы не справились?

 - Мне хочется пожелать Вам, чтобы в будущем Ваше дерево знаний наполнилось только спелыми плодами, чтобы Вам легко было выполнять любые задания.

(дети «зажигают» плоды на Дереве Знаний.)

 

 (показ карточек, выборочный самоанализ как ответ на предыдущий вопрос)

Словесный

 

Стимулирование

Фронтальная

 

Коллективная

 

8. Инструктаж по домашнему заданию.

 

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Словесный

Коллективная

 

Доска

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!