Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-суд
План урока:
1. «Подготовительная часть» 8 мин
- Организационный момент
- Минутка чистописания
- Объявление темы и целей урока
2. «Судебное следствие» 12 мин
- Словарная работа
- Первичное закрепление
3. «Прения сторон» 12 мин
- Физминутка
- Вторичное закрепление 0,5 мин
4. «Последнее слово подсудимым» 5 мин
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
5. «Постановление приговора» 3 мин
Цели урока:
- образовательные: создание условий для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладения способами проверки; отработка алгоритма проверки безударной гласной буквы в корне слова.
- развивающие:развитие внимания, устной и письменной речи учащихся, а также орфографической зоркости
- воспитывающие: воспитание любознательности, культуры межличностного общения; любви к русскому языку
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы |
Формы |
Средства |
«Подготовительная часть» |
|||||
1. Организационно-мотивационный. Постановка учебной задачи |
Приветствие. Встали, подровнялись, проверили готовность к уроку. (вкл. музыка) - Сегодня у нас необычный урок - урок-суд. И мы с вами находимся в зале судебных заседаний. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. |
Поприветствовали учителя. Дети проверили свою готовность к уроку.
|
Словесный
|
Коллективная |
Языковые |
2. Минутка чистописания |
- Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа». - Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы увидели в соединениях? На доске: иБиЕиЗиУиДиАиРиНиЫиЕ иГиЛиАиСиНиЫиЕ (учитель ходит по классу и контролирует работу детей, следит за посадкой). (Учитель подводит итог, словесно оценивая работу учащихся.) - Тема урока: «Суд над безударными гласными» - Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляется состав суда: |
Дети работают в своих тетрадях. Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока.
(ответы детей) - «И» с чередованием «Б,Е,З,У,Д,А,Р,Н,Ы,Е,Г,Л,А,С,Н,Ы,Е»
(дети пишут)
(Один ученик отвечает) - Тема нашего урока «Безударные гласные» |
Проблемно-поисковый
Словесный |
Фронтальная
Индивидуальная
|
Презентация
Классная доска |
«Судебное следствие» |
|||||
3. Словарная работа |
- Мы начинаем слушание по делу. Прокурор вам слово.
- Адвокат, вам есть что добавить?
- Сейчас разберёмся! Скажите мне, ребята, как называются эти птицы?
- Попрошу всех записать названия этих птиц, а потом проверим предположение прокурора?
(Проверка работы).
- В каких словах безударный гласный можно было проверить? А что нужно делать с остальными словами? |
Прокурор: - Ваша честь, сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! Адвокат: - А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными. Прокурор: - Ваша честь, в суд поступило заявление от птиц. Прошу ознакомиться с материалами. (учащиеся называют птиц на слайдах презентации) - Назвали правильно, но пишут их совсем по-другому. (дети пишут сорока, ворона, дятел, воробей, снегирь, синица) (дети отвечают) - Это словарные слова. Их нужно запомнить. |
Игровой
Словесный |
Коллективная
Индивидуальная
|
Презентация |
4. Первичное закрепление |
Судья: - Прошу подойти сюда свидетелей (вызывает 6 учеников) На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду. У суда есть видеозапись, которая подтверждает тот факт, что безударные гласные надо проверять. Так ли это, мы сейчас выясним. - Господа присяжные, какой вывод вы можете сделать? Каким способом можно проверять безударные гласные в корне? - Запишите слова, которые были представлены в видеофрагменте и подберите к ним проверочные. - Ребята, которые получили индивидуальное задание, сдайте документы суду. (адвокат проверяет работу) - Савелий Иванович, вам слово. |
Свидетели: - Клянёмся!
(дети работают по карточкам самостоятельно.)
(просмотр видеоматериала)
(дети отвечают) - Для того чтобы проверить безударную гласную, надо множ.число изменить на ед.число и наоборот. (дети пишут: нога- ноги, вода -воды, трава- травы) Адвокат: - А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (читает фамилии и оценки). |
Нагляднай |
Индивидуальная
Коллективная |
Индивидуальные карточки
Презентация
|
«Прения сторон» |
|||||
5. Физминутка |
- В зале суда объявляется перерыв. Всем встать. |
(дети выполняют физминутку под музыку) |
Игровой |
Коллективная |
|
6. Вторичное закрепление знаний |
- Продолжим наше заседание и на следующем этапе докажем, что вы умеете проверять безударные гласные. Для этого откройте свои учебники на стр. 58 упр.401. Запишите отрывок, решая задачи и отмечая все орфограммы. - Молодцы, ребята, вы справились с заданием, но всем ли вам было легко это сделать? Перед вами дерево знаний, но на нём нет плодов. В конце урока вы оцените свою работу с заданиями по трём критериям: - я легко справился с заданием (красный) - я затруднялся в выполнении (жёлтый) - я не справился бы с заданием сам (зелёный) и поднимите соответствующий цвет карточки. А мы продолжаем. Судья: - Я считаю, что надо провести еще один следственный эксперимент. Станислав Игоревич, вы согласны со мной? - А теперь слушаем задание. Записать слово, вставив безударную гласную. Записать к нему проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание?
- Во 2 варианте Сережа прочти слова. Молодец, ты не допустил ошибок. - Все справились с заданием? |
(дети выполняют задание; один ученик поднимается и комментирует, а остальные проверяют и исправляют недочеты) - В слове «трОпинка» пропущена буква О, т.к. проверочное слово «ТРОПЫ», в слове «подвЕла» пропущена гласная Е, т.к. проверочное слово «ПОДВЁЛ», в слове «прошЕл» я вставил (а) Е, т.к. проверочное слово «шедший», в слове «брОжу» О, т.к. проверочным является «БРОДИТ» и в слове «обхожу» гласная О, т.к. проверочное «ОБХОДИТ» (ответы детей) - Для того чтобы проверить безударную гласную, мы гласный поставили под ударение. Прокурор: Да, согласен. Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки: С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова. У меня большая грива ушки и копытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шерстка гладка, кто же я? (л-шадка) (Самостоятельная работа, проверка с использованием вееров) -Свинья – свиньи -Коза – козы (дети с помощью веера гласных звуков показывают букву, которую они вставили и называют проверочное слово) - Слова, которые имеют общую часть, называются однокоренными. Прокурор: - А я попрошу усложнить задание и провести следственный эксперимент. - Шкафы, шары, трава Сережа читает: - Столы, мосты, волна, доска, дома. - Адвокат. - Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. |
Словесный
Игровой
наглядный
Практический
Взаимопроверка
Мотивационный
|
Индивидуальаня
Фронтальная
Коллектиная
Парная
|
Учебник
Презентация
Доска
|
«Слово подсудимым» |
|||||
|
Судья: – В зал суда приглашаются безударные гласные. Что вы можете сказать в свою защиту? |
Подсудимые (Ученики с буквами А, О, Е, И, Я) |
Игровой |
Коллективная |
|
|
Судья: - Господа присяжные,давайте удостоверимся в этом. Я называю слово, а вы показываете на веере безударную гласную и проверяете её: село, гнездо, сосна, зима, вода, беда, число. |
(дети показывают на веере выбранную букву и называют проверочное слово хором) - сЕло- сЁла, гнЕздо-гнЁзда, сОсна-сОсны, зИма- зИмы, вОда- вОды, бЕда-бЕды, чИсло- чИсла. |
Игровой |
Индивидуальная
|
|
«Вынесение приговора» |
|||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
Судья: - Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Судья: - Вы сегодня плодотворно поработали, но какими же плодами наполнилось ваше дерево знаний? Легко вам было выполнять задания или вы испытывали затруднения, или поняли, что без помощи вы бы не справились? - Мне хочется пожелать Вам, чтобы в будущем Ваше дерево знаний наполнилось только спелыми плодами, чтобы Вам легко было выполнять любые задания. |
(дети «зажигают» плоды на Дереве Знаний.)
(показ карточек, выборочный самоанализ как ответ на предыдущий вопрос) |
Словесный
Стимулирование |
Фронтальная
Коллективная |
|
8. Инструктаж по домашнему заданию. |
|
Дети записывают домашнее задание в дневник. |
Словесный |
Коллективная
|
Доска
|