Цели урока:
Задачи:
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Какой раздел языкознания мы изучаем? Что такое морфемика? Что такое словообразование?
Тема урока. Целеполагание
Учитель: Знакомы ли вам данные схемы? (Примерный ответ: Данные схемы обозначают способы словообразования)
- Какие это способы? (приставочный, суффиксальный, сложение)
- Какие способы не указаны? (приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, переход)
- Данные схемы представлены неслучайно. Они помогут сформулировать тему сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока "Способы словообразования знаменательных частей речи".
- Расшифруйте понятие знаменательные части речи. (Самостоятельные: именные, глагол, наречие)
- В соответствии с темой урока, сформулируйте задачи и цели, используя опорные слова.
Работа с теоретическим материалом
Учитель: мы уже вспомнили основные способы словообразования.
- Знаете ли вы, на какие две группы делятся словообразовательные способы?
- Давайте распределим. (Если не знают, обратимся к помощи учебника (стр.127-129)
- Составьте лингвистический текст, опираясь на схему.
Фронтальный опрос
Группа работает над схемами.
Упражнения:
- Скажите морфемный и словообразовательный разбор это одно и то же? (нет)
- Помните! Морфемный анализ отвечает на вопрос: из каких морфем состоит слово.
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
- От какого слова образовано данное?
- Каким способом образовано данное?
Предлагаю вам разобраться в таком немаловажном вопросе, как словообразование различных частей речи.
Алгоритм действий
Работа в парах
Каждая группа получает карточки с набором слов, выполняет задание, вывод заносит в таблицу. Роли в группе (распределяют сами обучающиеся):
Задание для групп: определите каким способом и от слов какой части речи могут быть образованы. В конвертах вы найдете карточки с заданиями, выполнив которые, вы сможете заполнить сводную таблицу. На выполнение задания отводится 5 мин.
Группа 1. Какими способами образуются имена существительные.
Карточка 1.
Нач. форма |
вылет |
рассказ |
связь |
Ближайшее родственное слово |
|
|
|
От какой части речи |
|
|
|
Способ образования |
|
Карточка 2.
Нач. форма |
сочувствие |
переживание |
испытание |
Ближайшее родственное слово |
|
|
|
От какой части речи |
|
|
|
Способ образования |
|
Группа 2. Какими способами образуются имена прилагательные.
Карточка 1.
Нач. форма |
невеселый |
преогромный |
сверхмощный |
Ближайшее родственное слово |
|
|
|
От какой части речи |
|
|
|
Способ образования |
|
Карточка 2.
Нач. форма |
Большущий |
беловатый |
высоченный |
Ближайшее родственное слово |
|
|
|
От какой части речи |
|
|
|
Способ образования |
|
Заполненную сводную таблицу каждая группа сравнивает с эталоном. Затем "спикер" знакомит весь класс с результатами исследования. На доске высвечивается сводная таблица. Такую же таблицу на рабочих листах заполняют все учащиеся.
Часть речи |
От каких частей речи могут быть образованы |
Каким способом |
Имя существительное |
Существительные Прилагательные Глаголы причастия |
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение Переход |
Имя прилагательное |
Существительные Прилагательные Глаголы
|
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Глагол |
Существительные Прилагательные Глаголы |
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный |
Наречие |
Существительные Прилагательные Наречие Местоимение Числительное |
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Причастие и деепричастие |
Только от глаголов |
Только суффиксальным способом |
- Вместе дополняем сведениями о причастии и деепричастии. Для выполнения первой части заданий подходит алгоритм, которым пользовались на уроке, но следует добавить первый пункт в этот алгоритм.
- С чего необходимо начинать словообразовательный анализ? (С определения части речи)
- Определить часть речи. Вспомнить какими способами может быть образовано.
Для выполнения задания 2.
- Более сложный вариант. Вот тут-то и пригодится созданная на уроке сводная таблица.
- Например, если нужно выписать слово, образованное бессуффиксным способом? (Знаем, что так могут быть образованы только существительные)
Алгоритм
- В результате работы на уроке мы получили в некотором роде опорный конспект для выполнения заданий из области словообразования.
- Он поможет вам справиться с домашним заданием.
Домашнее задание
- Первое вам предстоит выполнить в обязательном порядке, а при желании вы можете выполнить больше. Рядом с заданиями вы увидите критерии, по которым будет оцениваться результат вашей работы.
Продолжите предложения:
Оценка за работу на уроке.