Урок русского языка 1 курс СПО "Способы словообразования знаменательных частей речи"

Цели урока:

  • выяснить, какими способами могут быть образованы имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия;
  • закрепить знания о способах словообразования;
  • учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Задачи:

  • выявить способы образования знаменательных частей речи;
  • обобщить сведения о словообразовательных способах;
  • развивать и обогащать речь учащихся.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята!

Этап 1. Вхождение (погружение) в тему урока

- Какой раздел языкознания мы изучаем? Что такое морфемика? Что такое словообразование?

Тема урока. Целеполагание

Учитель: Знакомы ли вам данные схемы? (Примерный ответ: Данные схемы обозначают способы словообразования)
- Какие это способы? (приставочный, суффиксальный, сложение)
- Какие способы не указаны? (приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, переход)

- Данные схемы представлены неслучайно. Они помогут сформулировать тему сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока "Способы словообразования знаменательных частей речи".
- Расшифруйте понятие знаменательные части речи. (Самостоятельные: именные, глагол, наречие)

- В соответствии с темой урока, сформулируйте задачи и цели, используя опорные слова.

  • вспомнить → Особенности каждого способа словообразования.
  • узнать → Какими способами образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Какое задание в рамках ЕГЭ проверяет знания из области словообразования.
  • научиться → Применять знания на практике: определять способ, находить слова, образованные определенным способом.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения материала

Работа с теоретическим материалом

Учитель: мы уже вспомнили основные способы словообразования.
- Знаете ли вы, на какие две группы делятся словообразовательные способы?
- Давайте распределим. (Если не знают, обратимся к помощи учебника (стр.127-129)

Способы словообразованияСпособы словообразования

- Составьте лингвистический текст, опираясь на схему.

Фронтальный опрос

Группа работает над схемами.

  • Приставочный – к производящей основе добавляется приставка.
  • Суффиксальный – добавляется суффикс.
  • Приставочно-суффиксальный – и приставка, и суффикс одновременно.
  • Сложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей.
  • Переход – изменение морфологических признаков слова.

Упражнения:

  1. Определить способ образования предложенного слова.
  2. Из предложений(я) выписать слово, образованное определенным способом.

- Скажите морфемный и словообразовательный разбор это одно и то же? (нет)
- Помните! Морфемный анализ отвечает на вопрос: из каких морфем состоит слово.

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

- От какого слова образовано данное?

- Каким способом образовано данное?

Этап 3. Практикум

Предлагаю вам разобраться в таком немаловажном вопросе, как словообразование различных частей речи.

Алгоритм действий

  1. Работать со словом только в начальной форме, обозначить формообразующие суффиксы.
  2. Подобрать ближайшее родственное слово и выделить окончание или формообразующий суффикс.
  3. Выделить у слов общую часть (совпадающие морфемы).
  4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Работа в парах

Каждая группа получает карточки с набором слов, выполняет задание, вывод заносит в таблицу. Роли в группе (распределяют сами обучающиеся):

  • организатор – отвечает за работу группы в целом, следит за временем;
  • спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;корректор – сверяет выполненную работу с эталоном, вносит исправления, дополнения.

Задание для групп: определите каким способом и от слов какой части речи могут быть образованы. В конвертах вы найдете карточки с заданиями, выполнив которые, вы сможете заполнить сводную таблицу. На выполнение задания отводится 5 мин.

Группа 1. Какими способами образуются имена существительные.

Карточка 1.

Нач. форма

вылет

рассказ

связь

Ближайшее родственное слово

 

 

 

От какой части речи

 

 

 

Способ образования

 

Карточка 2.

Нач. форма

сочувствие

переживание

испытание

Ближайшее родственное слово

 

 

 

От какой части речи

 

 

 

Способ образования

 

Группа 2. Какими способами образуются имена прилагательные.
Карточка 1.

Нач. форма

невеселый

преогромный

сверхмощный

Ближайшее родственное слово

 

 

 

От какой части речи

 

 

 

Способ образования

 

Карточка 2.

Нач. форма

Большущий

беловатый

высоченный

Ближайшее родственное слово

 

 

 

От какой части речи

 

 

 

Способ образования

 

Заполненную сводную таблицу каждая группа сравнивает с эталоном. Затем "спикер" знакомит весь класс с результатами исследования. На доске высвечивается сводная таблица. Такую же таблицу на рабочих листах заполняют все учащиеся.

Часть речи

От каких частей речи могут быть образованы

Каким способом

Имя существительное

Существительные

Прилагательные

Глаголы

причастия

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение

Переход

Имя прилагательное

Существительные

Прилагательные

Глаголы

 

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение 

Глагол

Существительные

Прилагательные

Глаголы 

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный 

Наречие

Существительные

Прилагательные

Наречие

Местоимение

Числительное

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Причастие и деепричастие

Только от глаголов

Только суффиксальным способом

- Вместе дополняем сведениями о причастии и деепричастии. Для выполнения первой части заданий подходит алгоритм, которым пользовались на уроке, но следует добавить первый пункт в этот алгоритм.
- С чего необходимо начинать словообразовательный анализ? (С определения части речи)
- Определить часть речи. Вспомнить какими способами может быть образовано.

Для выполнения задания 2.
- Более сложный вариант. Вот тут-то и пригодится созданная на уроке сводная таблица.
- Например, если нужно выписать слово, образованное бессуффиксным способом? (Знаем, что так могут быть образованы только существительные)

Алгоритм

  1. Найдите в тексте все существительные (в том числе приставочные!), не имеющие суффикса или имеющие нулевой суффикс. При этом не обращайте внимания на наличие окончаний.
  2. Исключите из списка существительные, образованные с помощью сложения основ и путем перехода.
  3. Оставьте только то, которое было образовано от глагола или прилагательного путем отсечения суффикса и окончания.

Этап 4. Подведение итогов

- В результате работы на уроке мы получили в некотором роде опорный конспект для выполнения заданий из области словообразования.
- Он поможет вам справиться с домашним заданием.

Домашнее задание

- Первое вам предстоит выполнить в обязательном порядке, а при желании вы можете выполнить больше. Рядом с заданиями вы увидите критерии, по которым будет оцениваться результат вашей работы.

Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось …
  • Мне хотелось бы поблагодарить …

Оценка за работу на уроке.

Размер:
33.71 Kb
Скачали:
13