Цель урока: создание условий для формирования представления об имени существительном как части речи, его значении
Задачи:
УМК: "Школа России".
Учебник: "Русский язык" 2 класс, ч. 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) М., "Школа России", 2023.
- Здравствуйте, ребята!
- Прочитайте высказывание к сегодняшнему уроку и попробуйте объяснить его значение.
На доске: "Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна". (В.И. Кодухов)
(Для того, чтобы хорошо уметь объяснять и рассказывать, необходимо хорошее знание языка. Если мы недостаточно владеем языком, то можем совершать ошибки в своей речи)
- Пусть сведения о языке, приобретенные на уроке, подарят вам мудрость и радость от новых открытий.
- Наш урок пройдет под девизом: "Новый день – новые знания!"
- Ребята, с чего начинается урок? (С записи числа и классной работы)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Я показываю картинку, Вы записываете слово в тетрадях.
Картинный словарный диктант
Тарелка, заяц, медведь, желтый, сахар, лопата, товарищ.
- Давайте проверим написанное. (Устное комментирование одним из учащихся)
- Прочитайте и найдите лишнее слово. (Желтый – это слово-признак)
- Что мы можем сказать об оставшихся словах?
- На какие группы мы можем их разбить? (Слова, отвечающие на вопрос: Кто? и Что?)
- Ребята, на имя нашего класса сегодня проступила телеграмма. Давайте ее прочитаем. (Один из учащихся читает)
"Добрый день, ребята! Внимание! Потерялась часть речи! Просим Вас помочь в поисках! С уважением, Царство Морфологии"
- Ребята, кто скажет, что изучает морфология?
Морфология – это наука о частях речи
- Что будем делать? (Искать)
- С чего начнем поиск? (Со сбора информации)
- Какую информацию нам необходимо получить?
- Давайте составим список вопросов, на которые нам предстоит дать ответы на уроке.
- Какая цель нашего урока? (Найти часть речи и составить план высказывания о ней по вопросному плану)
- Прочитайте еще раз слова, которые Вы разделили на 2 группы: тарелка, заяц, медведь, сахар, лопата, товарищ.
- Что обозначают эти слова? (предметы)
- Мы видим сейчас все эти предметы? (нет)
- А почему мы их тогда называем, если их не видим? (Мы их когда – то видели, мы их представляем в своем воображении, мы знаем, что они существуют)
- Как можно назвать слова, которые существуют? (Существительные)
- Да, это имена существительные.
- А вот что считает про себя имя существительное. Послушайте стихотворение. (читает обучающийся)
Я слово удивительное, -
Сказало существительное.
Обозначаю я предмет, -
Всему опора спору нет:
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города.
Заводы, люди и планеты -
Все это разные предметы.
Значит, я всех важней,
Значит, я всех, всех нужней!
(П. Чесноков)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова каждой группы. По какому признаку они разделены?
- Докажите. (Общий корень и одинаковое смысловое значение)
- Спишите эти группы слов, выделите корень.
- Посмотрите на слова каждой группы и попробуйте определить, какое из трех слов появилось раньше остальных? (Игра, шум, зима)
- А почему вы выбрали эти слова? (Сначала появились существительные, потом остальные части речи)
- А на какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
Работа по учебнику
- Прочитайте правило от тетушки Совы на стр. 45 и проверьте Ваши предположения.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Стр. 44, упр. 74 устно ответить на вопросы учебника по цепочке.
- Выпишите в две группы слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. (взаимопроверка)
- Я сейчас буду произносить слова. Если звучит существительное, то Вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.
Учитель называет слова: медведь, играет, сумка, парта, веселый, лес, гулять, гроза, змея, веселить.
- А сейчас мы с Вами поработаем в парах. Возьмите карточки на Вашем столе.
- Прочитайте задание на карточке. (Прочитайте слова. Подчерните только имена существительные)
- Прежде, чем приступить к работе, скажите, что надо сделать, чтобы определить, какой частью речи являются слова? (Надо поставить к ним вопросы и узнать, что они обозначают)
- Приступим к работе.
Карточка
Прочитай слова. Подчерните только имена существительные: кошка, рисовал, кислый, парта, ягода, петь, мальчик, добрый, роза, жираф.
- Назовите слова, которые Вы подчеркнули?
- Что обозначают подчеркнутые слова?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Какой частью речи являются данные слова?
- Чему учились, выполняя это задание? (Находить существительное при помощи вопроса)
Домашнее задание
- Выполните упр. 75 на стр. 45 в учебнике.
- Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению, подберите еще по 2 слова в каждую группу.
- В начале урока мы составили с Вами план с вопросами для того, чтобы ответить на телеграмму. Ответим на эти вопросы.
- Спасибо за ответы.
- У Вас на партах таблицы "Плюс, минус, интересно". Пусть каждый из Вас заполнит эту таблицу.