Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

УМК: "Школа России".

Цель урока: сформировать представление о понятиях "корень", "однокоренные слова"

Задачи:

  • знать понятие "корень" и "однокоренные слова";
  • уметь находить и правильно выделять корень в словах;
  • уметь образовывать однокоренные слова.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворную работу.
- Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

- Сегодня на уроке мы получим новые знания на основе того, что уже знаем.
- А чтобы узнать что-то новое, мы должны активно работать и уважать себя и других.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

- Ребята, предлагаю проверить ваши знания по прошлой теме урока, кто мне напомнит, чем мы занимались на прошлом уроке?
- Cейчас вам нужно внимательно прослушать следующий видеоролик и определить какой согласный звук часто повторяется в песне Водяного из мультфильма.

Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться!

- Какой же согласный звук повторяется в этом отрывке больше всех? ([д])
- Он имеет парный глухой согласный звук? (да, звук [т])
- Дайте характеристику звуку [т]. ([т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный)

- Какой буквой он обозначается на письме? (Буквой Т, т)
- Эту букву мы будем писать. (Показываю образцы на доске)
- Что еще объединяет эти слова из песенки? (Что все слова относятся к воде)

На экране слова: водяной, водица, водиться.
- Какое чужое слово?
- Можно ли к ним добавить слова с общим значением? (Да, водолаз, водичка)

Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.
- Что еще одинаково в словах? (Часть слов записана одинаковыми буквами - вод)
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Сегодня на уроке нам предстоит это узнать.

Выявление места и причины затруднения

- Ребята, откройте учебник на стр. 61 и прочитайте правило в оранжевой рамке. Кто прочитает, поднимите руку.
- Ребята, что вы узнали из этого правила? (Узнали, что такое корень и что родственные слова и однокоренные слова это одно и тоже)

- Давайте, попробуем найти корень в словах: водица, вода, водяной, водолаз, подводник.
- Только ребята раскрою секрет, корень мы будем выделять вот такой дугой. (показываю как выделяется корень)

- Так какой же корень будет в этих словах? (Корень «вод»)
- Почему? (Потому что это общая часть слова во всех этих словах)

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, какая же будет тема нашего урока? (Тема нашего урока «Корень»)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, что такое корень)
- Какие задачи? (Научимся находить корень в словах)

- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на слайд и сравните цель и задачи, которые сказали вы и какие здесь, вы все сказали?
- Двигаемся дальше.

Реализация построенного проекта

- Запишите число, классная работа в ваших тетрадях, поднимите руку, когда напишите.
- Выполним с вами упражнение № 86. Прочитайте задание, а теперь каждый самостоятельно выполните это упражнение.
- Что вы поняли из этого упражнения?

Корень – эта та часть речи, которая хранит в себе общее значение однокоренных слов

- Выполним с вами упражнение 85, запишите в тетради упражнение 85.
- Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать? (записать группу слов в алфавитном порядке)
- Давайте с вами выберем, какую группу мы с вами запишем, откройте учебники на стр. 135.

Зима, зимний, зимовать, зимовье.
- Какой выделим корень во всех этих словах? (корень –зим-)
- Молодцы, ребята!

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Посмотрите на упражнение № 87, прочитайте задание. Мы выполним это упражнение устно.
- Найдите однокоренные слова и докажите, что они однокоренные, какой в этих словах корень.

Еж, ежиха, ежонок. (-еж-)
Чиж, чижиха, чижонок. (-чиж-)
Стриж, стрижиха и стрижонок. (-стриж-)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас я вам раздам карточки и вам нужно будет выполнить самостоятельную работу, на нее я даю ровно 5 минут, потом мы с вами проверим, кто закончит раньше, поднимите руку, я дам вам еще задание.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите зеленый карандаш и проверьте правильность выполнения задания по эталону.

Выполняют задание в карточках. Проверка самостоятельной работы.

Включение в систему знаний

- Посмотрите на слайд. (белка, белок, побелка)
- Докажите, что эти слова однокоренные. (Эти слова не могут быть однокоренными, так как у них разное значение)
- А может это слова родственные? (Нет, потому что родственные слова это то же самое, что и однокоренные)

Рефликсия

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (ответы обучающихся)
- Мы выполнили ее?

  • На уроке мне понравилось…
  • Возникло затруднение с …
  • Нужно поработать над…

- Всем большое спасибо за работу на уроке!

Размер:
28.14 Kb
Скачали:
18