Цель урока: создать условия для формирования умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник "Русский язык" 2 класс (Канакина).
"Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку" (Паустовский К.Г.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
- Настроение на 5? Значит, будем начинать….
- Отметьте на листе путеводителе, какое у вас настроение.
- У каждого из вас есть лист индивидуальных достижений. В нашем уроке 4 этапа. На каждом этапе вы будете оценить свою работу.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
Чистописание
- На этой станции буквы и слова решили поиграть в прятки.
Вставь буквы из алфавита в соответствие номера (9, 10, 14, 1 ), и вы узнаете, какое слово спряталось. (зима)
- Я предлагаю путешествие в прекрасное время года зима.
Словарная работа
- Какие словарные слова, связанные с зимой мы знаем? (д_кабрь, январь, ф_враль, м_роз, хо_ей, к_ньки, ин_й, л_пата)
- Продолжите мою фразу. Орфограмму в словарных словах нужно … (запоминать)
- Какой частью речи является слово зима? (имя существительное)
- Докажите. (отвечает на вопрос кто? что?)
- Что мы уже узнали об имени существительном?
- Как вы думаете, много ли еще в русском языке можно найти родственные слов к слову зима данной части речи?
- Где можно найти слова, если затрудняетесь? (в словаре)
- Давайте найдем.
Зимушка, зимовка, зимник, озимь, зимородок.
- Что общего у этих слов? (корень)
- Выделите корень в тех словах, где безударная гласная нуждается в проверке.
- Что еще общего? (существительные)
- Задайте вопрос к каждому слову.
- Ребята, почему у вас вызвало затруднение задать вопрос?
Нам необходимо знать лексическое значение слова: зимник, зимовье, озимь, зимородок. (Учитель на слайде выводит эти слова и их лексическое значение)
- Что общего в этих словах и чем они отличаются?
- Разделите на группы эти слова.
- Живая и неживая природа – это в окружающем мире.
- А знаете ли вы, как в русском языке называют эти слова.
- Хотите узнать? Где мы это можем узнать? (Учитель предлагает видео)
- Оцените себя на этом этапе.
- В чем вы ошиблись?
- Что назвали не так?
- Сравните свои выводы с учебником на стр. 48.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что мы должны вспомнить для изучения нового материала?
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Чему планируем научиться на уроке?
- Сформулируйте цели урока:
- Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.
- Прежде чем отправиться дальше по дороге знаний, давайте немного разомнемся.
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить признак существительного?
- Коллективно выполним упр. 80 по цепочке называя слова.
Игра "Найди лишнее слово"
Задание в паре
- На ваших столах лежат карточки, прочитайте задание и выполните его. От каждого слова проведите стрелочку к вопросу, на который оно отвечает.
Проблемная ситуация
- Ученика попросили задать вопрос к слову: шарик.
- Он затрудняется. Помогите ему.
- Почему он не можете?
- У слова ШАРИК два лексических значения. Это слово многозначное.
- Как нам понять, "о чем? или о ком?" идет речь?
- Шарик в будке или воздушный шарик?
- Таких многозначных слов много в русском языке. Давайте посмотрим на несколько таких картинок на слайдах и составим словосочетания.
Гусеницы на листе, гусеницы трактора
Лисички в корзинке, лисички в норе
Длинный клюв у киви, зеленый цвет у киви.
Работа в группе
- Составьте предложения так, чтобы ваше слово могло быть и одушевленным и неодушевленным.
1 ряд: СОБАЧКА
2 ряд: МОЛНИЯ
3 ряд: МЫШКА
Составьте алгоритм определения признака существительного.
Коллективная работа в учебнике
Стр. 49 упр. 81 устно.
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- На слайде текст. Выпишите в две колонки существительные одушевленные и неодушевленные.
Пришла весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.
- Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные.
- Если слово одушевленное, поднимайте правую руку. Если слово неодушевленное – левую.
Учитель диктует слова: малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, береза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.
Оцени свою работу на уроке, ответив на вопросы:
Домашнее задание
Правило и упр. 83.