Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Цель урока: создать условия для формирования умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  • формировать умение различать существительные среди других частей речи;
  • формировать умения соотносить вопросы кто? и что? и слово - название предмета;
  • дать понятие о категории одушевленности и неодушевленности как о постоянном признаке имени существительного.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник "Русский язык" 2 класс (Канакина).

Ход урока

Самоопределение к деятельности

"Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку" (Паустовский К.Г.)
- Как вы понимаете эти слова?

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

- Настроение на 5? Значит, будем начинать….
- Отметьте на листе путеводителе, какое у вас настроение.
- У каждого из вас есть лист индивидуальных достижений. В нашем уроке 4 этапа. На каждом этапе вы будете оценить свою работу.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

Актуализация знаний

Чистописание

- На этой станции буквы и слова решили поиграть в прятки.
Вставь буквы из алфавита в соответствие номера (9, 10, 14, 1 ), и вы узнаете, какое слово спряталось. (зима)
- Я предлагаю путешествие в прекрасное время года зима.

Словарная работа

- Какие словарные слова, связанные с зимой мы знаем? (д_кабрь, январь, ф_враль, м_роз, хо_ей, к_ньки, ин_й, л_пата)
- Продолжите мою фразу. Орфограмму в словарных словах нужно … (запоминать)
- Какой частью речи является слово зима? (имя существительное)

- Докажите. (отвечает на вопрос кто? что?)
- Что мы уже узнали об имени существительном?
- Как вы думаете, много ли еще в русском языке можно найти родственные слов к слову зима данной части речи?

- Где можно найти слова, если затрудняетесь? (в словаре)
- Давайте найдем.
Зимушка, зимовка, зимник, озимь, зимородок.
- Что общего у этих слов? (корень)
- Выделите корень в тех словах, где безударная гласная нуждается в проверке.

- Что еще общего? (существительные)
- Задайте вопрос к каждому слову.
- Ребята, почему у вас вызвало затруднение задать вопрос?

Нам необходимо знать лексическое значение слова: зимник, зимовье, озимь, зимородок. (Учитель на слайде выводит эти слова и их лексическое значение)

Слайд: лексическое значение словСлайд: лексическое значение слов

- Что общего в этих словах и чем они отличаются?
- Разделите на группы эти слова.
- Живая и неживая природа – это в окружающем мире.

- А знаете ли вы, как в русском языке называют эти слова.
- Хотите узнать? Где мы это можем узнать? (Учитель предлагает видео)

- Оцените себя на этом этапе.

Постановка учебной задачи

- В чем вы ошиблись?
- Что назвали не так?
- Сравните свои выводы с учебником на стр. 48.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что мы должны вспомнить для изучения нового материала?
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Чему планируем научиться на уроке?
- Сформулируйте цели урока:

  • познакомиться с новыми понятиями;
  • учиться различать одушевленные от неодушевленных;
  • закрепить умения находить слова и уметь классифицировать.

- Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.
- Прежде чем отправиться дальше по дороге знаний, давайте немного разомнемся.

Физминутка "Лепим ком большой"

Построение проекта выхода из затруднения

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить признак существительного?
- Коллективно выполним упр. 80 по цепочке называя слова.

Игра "Найди лишнее слово"

Найди лишнее словоНайди лишнее слово

Задание в паре

- На ваших столах лежат карточки, прочитайте задание и выполните его. От каждого слова проведите стрелочку к вопросу, на который оно отвечает.

КарточкаКарточка

Проблемная ситуация

- Ученика попросили задать вопрос к слову: шарик.
- Он затрудняется. Помогите ему.
- Почему он не можете?

- У слова ШАРИК два лексических значения. Это слово многозначное.
- Как нам понять, "о чем? или о ком?" идет речь?
- Шарик в будке или воздушный шарик?

- Таких многозначных слов много в русском языке. Давайте посмотрим на несколько таких картинок на слайдах и составим словосочетания.

Составь словосочетания к картинкамСоставь словосочетания к картинкам

Гусеницы на листе, гусеницы трактора
Лисички в корзинке, лисички в норе
Длинный клюв у киви, зеленый цвет у киви.

Работа в группе

- Составьте предложения так, чтобы ваше слово могло быть и одушевленным и неодушевленным.

1 ряд: СОБАЧКА
2 ряд: МОЛНИЯ
3 ряд: МЫШКА

Составьте алгоритм определения признака существительного.

Коллективная работа в учебнике

Стр. 49 упр. 81 устно.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- На слайде текст. Выпишите в две колонки существительные одушевленные и неодушевленные.

Пришла весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.

Включение в систему знаний и повторение

- Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные.
- Если слово одушевленное, поднимайте правую руку. Если слово неодушевленное – левую.
Учитель диктует слова: малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, береза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.

Рефлексия деятельности

Оцени свою работу на уроке, ответив на вопросы:

  • Сегодня на уроке я узнал ... (что?)
  • Сегодня на уроке я научился ... (чему?)
  • Сегодня на уроке научился лучше делать ... (что?)
  • Самым неожиданным для меня сегодня стало ... (что?)
  • Сегодня на уроке я мог бы сделать лучше ... (что сделать?)
  • Осталось непонятным ... (что?)
  • Почему имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные?
  • Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Домашнее задание

Правило и упр. 83.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!