УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина (М: Просвещение)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- формирование умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- совершенствование в умении классифицировать существительные по разным признакам: одушевленные – неодушевленные; собственные - нарицательные, развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость.
Ресурсы: учебник "Русский язык" УМК "Перспектива" Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина (М: Просвещение) толковые словари, ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент Цель: проверить готовность к уроку |
- Здравствуйте, товарищи кадеты. Я рада видеть ваши улыбки. Один писатель, которого звали Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - Чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот урок принесет вам радость общения - Запишите сегодняшнее число... Классная работа |
Оценивают свою готовность, настрой на работу
Записывают число, классная работа.
|
Постановка цели и задач урока Мотивирование к учебной деятельности Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности. |
А знали ли вы, что в русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчан, Ытык-кюёль. (Ыгыатта - река в Якутии, Ыллымах - посёлок в Якутии, Ыныкчан - город) Минутка чистописания Ы
Обведите самую красивую на ваш взгляд буковку, написанную вами. |
Ответы детей Пишут строчку буквы Ы
Оценивают и обводят в кружок самую красивую буковку. |
Актуализация знаний Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения |
Прочитайте слова, записанные на экране. (солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Распределите слова по этим группам. (Работа в парах на листочках) Слова для справок: Чебоксары, Алатырь, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Нева, Саша, Пётр, Вова.
Остались слова, которые не вошли ни в один из столбиков. Почему оказались «лишние» слова?)
- Как называются все эти имена существительные, которые вошли в таблицу? (собственные) - Как называются слова, которые вы не записали, а таблицу? (нарицательные) Оцените смайликом свою работу в паре. Определите тему урока. - Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов. На доске опорные слова: Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем …
Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные; - Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы. |
Работа в паре
Проверяют работу, оценивают - пишутся с маленькой буквы
Оценивают свою работу Определяют тему и задачи урока |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения |
А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
Работа по учебнику. 1. Упр.106 (с. 81) (фронтальная работа) Прочитайте текст. Почему он имеет такое заглавие? Перечислите названия городов, о которых идет речь в тексте. - Какое еще слово записано с заглавной буквы? Скажите, а на какой реке стоит столица нашей Республики? Запишите в тетрадь только имена собственные через запятую. Оцените смайликом свою работу. С. 81 Диалог Совенка и профессора Самоварова - Ответьте на вопрос Совенка. Уточните свои ответы у профессора Самоварова. |
Отвечают на вопросы, читают вопрос Совёнка.
Отвечают на вопросы, читают сообщение Самоварова.
Работают в тетрадях.
Отвечают на вопросы
Проверка |
Физкультминутка |
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козёл Бодун, Воробей Тишка, Поросёнок Гришка, Красивая синичка. Как напишешь клички? |
Выполняют действия |
Первичная проверка понимания Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог |
Упр. 107 Работа в группе - Не забывайте про правила работы в группе. Записать за 3 минуты как можно больше слов 1 группа - названия городов 2 группа - названия стран 3 группа - названия автомобилей Давайте подведем итог и сделаем вывод по этому заданию. Что можно отнести к именам собственным? Скажите, кто нам с вами помогает на уроках русского языка и учатся? Как зовут этих ребят? Для них профессор Самоваров приготовил интересное задание, с которым они справились просто на отлично. Хотите узнать, какое задание они выполняли?
Сейчас вы посмотрите фрагмент известного мультфильма для того, чтобы записать имена и нарицательные героев мультфильма.
|
Работают в паре. Отвечают на вопросы. Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).
Делают вывод, отвечают на вопросы
На уроках нам помогают Аня и Ваня. Смотрят отрывок из мультфильма «Простоквашино» Взаимопроверка. Оценивание. |
Первичное закрепление Цель: обеспечение понимания учащимися употребления имен нарицательных и собственных. |
Выборочный диктант. - Выпишите имена собственные, после каждого слова ставьте запятую. Ночь. Засыпала деревня Марьино. Уснула речушка Шумка. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Серёжа и Галя спали крепким сном. Наступила тишина. - Взаимопроверка. |
Взаимопроверка. Учащиеся оценивают свою работу по шкале зелёный кружок – справился на отлично, желтый - есть ошибки, красный - много ошибок
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Разноуровневое домашнее задание 1 уровень - задание на листе красного цвета. Записать 10 названий улиц нашего города. 2 уровень - задание на листе желтого цвета – написать пригласительный билет на день рождения, используя имена собственные. 3 уровень - написать сказку.
|
Записывают домашнее задание |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности. |
Вернемся к цели урока. Достигли ли мы её? - Обратите внимание на дерево. Какое оно? Это – дерево успеха и каким оно станет, зависит от вас и вашего участия на уроке. Если для вас урок полезен, вы узнали новое, вам было комфортно - приклеите плод - яблоко; если урок прошёл неплохо, но вы чего-то не поняли, вам требуется ещё время на понимание - приклеите цветок, если вы совсем ничего сегодня не поняли на уроке-то желтый листочек поместите на дерево. |
Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке. Мне понравилось… Мне не понравилось… Было интересно… Я научился… |