Цель урока: формировать у учащихся 2 класса представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация.
Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Записываем в тетрадях число, классная работа.
- Минутка чистописания (написано на доске):
ья ье ьи ью ье
- Продолжить до конца строки.
1. Словарная работа
К.н.ки, .б.з.яна, м.двед., за.ч.и, т.трад., р.бяч.и.
- Списать слова, вставить пропущенные орфограммы, поставить знак ударения.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Слова с разделительным мягким знаком. Он отделяет согласный от гласного. В словах мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
- Какая еще орфограмма есть в словах? (Безударная гласная, не проверяемая ударением)
2. Орфографическая минутка
– Прочитайте слова.
Жилье, ульи, Илья, день, вьюга, счастье.
- Чем похожи эти слова? (Во всех словах пишется буква ь)
- Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово день, в нем мягкий знак показатель мягкости)
- Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
- Перед какими гласными пишется разделительный ь знак? (е е ю я и )
- Какие еще орфограммы вы встретили в словах? (жи, ча, имя мальчика пишется с большой буквы)
- Прочитайте слова: лыжах, Илья, на, катался.
- Понятно вам, что здесь написано?
- Составьте предложение и запишите его на доске, подчеркните подлежащее и сказуемое. (Илья катался на лыжах)
- О какой букве написано правило в стихотворении?
Перед Е, е, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед буквами Я, И, Е, Ю, е.
- Какую "работу" выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться писать слова с разделительным мягким знаком)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо повернись, влево повернись,
Наклонись, еще раз наклонись.
Руки вверх, руки вбок.
И на месте прыг да скок!
А теперь присядем
И за парту тихо сядем.
Работа в паре
- Прочитайте слова.
Судьи, льдина, шьет, больница, ночью, пальто, семья, больше, ученье, альбом.
- Запиши слова в тетрадь. С мягким знаком для обозначения мягкости согласного – это 1 вариант, с разделительным мягким знаком – это 2 вариант.
1 вариант: Льдина, ... (продолжить писать другие слова)
2 вариант: Судьи, ...
Проверка
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания. Верните тетради.
С Ь, обозначающим мягкость согласного – 1 в.
С разделительным Ь – 2 в.
- Прочитайте слова с ь знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука.
Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
- Почему в этих словах пишется разделительный мягкий знак? (Он отделяет согласный звук от гласного)
- А почему так важно знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак?
- Потому, что после него буквы я и е ю е дают 2 звука.
- А какие звуки дает каждая из этих букв?
- Повторите, перед какими гласными пишется разделительный ь знак? (буквы: я и е ю е)
- Прочитайте слова. Выпишите в тетрадь только те слова, в которых надо написать разделительный мягкий знак.
Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, руж..е, Кат..я, ш..ют, мурав..и, подруг..и.
Проверка
– В каких словах написали разделительный мягкий знак? Прочитайте слова.
- А почему так важно знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак?
- Потому, что после него буквы я и е ю е дают 2 звука.
- Какие звуки дает каждая из этих букв?
- Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке?
- Для чего в слове нужно писать разделительный мягкий знак?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Перед какими гласными пишется разделительный ь знак?
- А почему так важно знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак?
- Потому, что после него буквы я и е ю е дают 2 звука.
- Какие звуки дает каждая из этих букв?
Домашнее задание
Стр. 34, упр. 58.