Проверочные диктанты для 2 класса с грамматическим заданием по ФГОС за 2 четверть.
Данные диктанты подходят для проверки знаний по пройденным темам любой программы начальной школы.
Проверочные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»
Зимний лес
Лес оделся в зимний наряд. Снег покрыл лапы елей и сосен. Лёгкий пух украсил ветви берёз. Дуб надел пушистый шарф. В нём не страшен мороз. Лес зимой так красив!
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с парными звонкими или глухими согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Спишите ряды букв, заполните пропуски.
Б... Г... Ж… Ц…
...Ф ...Т ...С
3. К словам тяжёлый, жёсткий подберите противоположные по значению слова (антонимы) и запишите их.
На море
Дедушка привёз внуков на море. Морской берег близко. На берегу большой пляж. Яков и Олег сняли одежду и обувь. Скорее в море! Море было тёплым.
Грамматическое задание
1. Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными звуками написание которых нужно проверять. Рядом запишите проверочные слова.
Дом, друг, вода, суп.
2. Измените слова так, чтобы написание парного согласного нужно было проверять.
Молодой -…, низок - …, луга - …, прутик - … .
3. Запишите имя мальчика с парным согласным звуком, написание которого нужно проверять.
Прорубь
Олег и Стае шли из школы. Падал мокрый снег. У школы пруд. Олег ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Мальчик упал в прорубь. Стае вытащил товарища. Ребята поспешили домой.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце. Рядом запишите проверочные слова.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы так, чтобы слова каждой пары различались согласным на конце.
Моло.. - моло.. - лу.. - лу.. - пру.. - пру.. - .
3. К слову товарищ подберите близкое по значению слово (синоним). Составьте с этим словом восклицательное предложение, которым можно закончить этот текст, и запишите его.
На службе у людей*
Люди придумали умные машины. Вот кран тянет груз ввысь. Машины делают обувь, пищу, технику для быта. Трактор тащит плуг, убирает хлеб. Газ и нефть тоже дают нам машины. Зуб лечит бормашина. Город и село не могут без машин.
Грамматическое задание
1. Разделите для переноса слова умные, убирает.
2. Измените в словах одну букву так, чтобы слова каждой пары звучали одинаково, но различались написанием.
Плот — пло.., молот — моло.., прут — пру...
3. Составьте и запишите предложения со словами стог, сток.
Проверочные диктанты по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»
Галка
У брата с сестрой ручная галка. Один раз сестра умывалась Она сняла колечко. Смыла мыло с лица, глядит - а колечка нет. Брат полез на крышу и нашёл колечко. Это галка всё утащила. По Б. Житкову
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Составьте и запишите вопросительное предложение, которое могло бы стать началом данного текста.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
Стена — ..., мячи — ..., глаза — ....
Ласточка
Мальчик осенью нашёл под крышей гнездо. Он не трогал его. Прошла зима. Весной прилетели ласточки. Они носили в гнёздышко пух и глину. Скоро запищали птенцы. Ласточки ловили своим деткам мошек. По К. Ушинскому
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два однокоренных слова. Первым запишите слово, которое является проверочным, поставьте ударение. В слове, написание которого нужно проверять, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
2. Подчеркните в тексте предложение, состоящее только из главных членов (нераспространённое).
3. Найдите «лишнюю» букву и запишите остальные буквы. А, И, О, Е, У, Я.
Гроза
Мальчик ходил в лес за грибами. Вдруг стало темно. Закапал дождь. Загремел гром. Мальчик сел под дуб. Блеснула молний раздался треск. Большой дуб сломался. Было страшно. Дождь кончился. Бегом домой! По Л. Толстому
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными И, Е. Рядом запишите проверочные слова.
2. Разделите буквы на две группы. Запишите в каждую группу по одному слову.
А,О,У,Ы,И.
3. К слову темно подберите противоположное по значению слово (антоним). Составьте и запишите предложение с этим словом.
Ёлка*
В школу привезли ёлку. Лесная красавица была стройной и пушистой. Школьники делали для ёлки игрушки. Девочки слепили снегурок и зверушек. А мальчики смастерили машинки. Дворник дедушка Тема закрепил на верхушке звезду.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными А, О. Рядом запишите проверочные слова.
2. Запишите цифрами, сколько звуков и букв в каждом слове.
Ёлка - ... зв.,... б.
Мальчики - ... зв.,... б.
3. Составьте и запишите восклицательное предложение, которым можно закончить данный текст.
Проверочные диктанты по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»
Прилёт птиц
Весна. С юга летят птицы. Они устраивают себе жильё. Грачи строят гнёзда из сучьев на деревьях. Многие птицы вьют гнёзда в дуплах. Жилище соловья на земле. Скоро в птичьих домиках запищат птенцы.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком и подчеркните его.
2. Запишите слова в два столбика: 1) с разделительным мягким знаком; 2) с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.
Пальчик, ручьи, коньки, братья.
3. Составьте из слов предложение и запишите его. Вставьте пропущенные буквы.
Дерев…ях, жил..ё, строят, птицы, на.
Птицы осенью
На дворе осень. Льёт дождь. Не слышно птичьих песен. Соловьи и стрижи уже улетели. Скоро собьют клинья утки, гуси и журавли. Они готовят крылья к перелету. Воробьи и сороки ищут пищу у жилья людей.
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните те из них, которые нельзя переносить по слогам.
2. К данным словам подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком. Запишите по образцу.
Образец: птица - птичья.
Заяц, лиса, медведь, волк.
3. Спишите, вставьте мягкий знак там, где его необходимо. Составьте и запишите два предложения с любыми из этих словосочетаний.
Сем..я подсолнуха, дружная сем..я, умный Кол..я, вбить кол..я, сол…ю воду, сол..ю суп.
Лисья охота
Охотник идёт по лисьим следам. Вот лиса покружила у деревьев. Это она напала на заячьи следы. Обошла медвежью берлогу. Лисьи петли всё ближе к жилью людей. Ищет хищница птичьи
домики.
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком, выделите в них корень, подчеркните разделительный мягкий знак.
2. Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Заяч..я, лис…я, капуста, медвеж…я, нора, берлога.
3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
Друз, .я, варен..е, печен..е, п..ют.
Вьюга*
Ненастье застало путника в лесу. Закружили хлопья снега. Завыла вьюга. Под елью путник вырыл нору. Ночью слышны были волчьи песни. Утром метель утихла. Человек увидел собачьи следы. По ним он вышел к жилью людей.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с разделительным мягким знаком, разделите их для переноса.
2. Запишите слова, данные в транскрипции.
[л'йот], [л'от], [пал'у], [пал'йу].
3. Прочитайте стихотворение. Запишите три-четыре слова, которыми его можно продолжить.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи...
Проверочные диктанты по теме «Удвоенные согласные в словах»
Наши хобби
Ребята нашего класса не скучают. Кирилл и Алла играют в теннис. Жанна и Римма ходят в бассейн. Римма собирает коллекцию марок. Инна рисует иллюстрации для стенной газеты-А Эмма любит искусство.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста имена детей, в которых есть удвоенные согласные. Подчеркните в них заглавную букву и удвоенные согласные.
2. Спишите, вставьте С или СС.
Ма..а, ли..а, Ро..ия, ро..а.
3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
Програ.л, ка..а, кла.., иску..тво.
Урок
У нас урок русского языка. Анна и Кирилл думают. Как написать слова: группа, сумма, тонна? А Анна пишет рассказ. В субботу учитель раздаст тетради. Класс узнает оценки.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными и подчеркните их.
2. Спишите, вставьте Н или НН.
То..а, дли..а, те..ис, картн.а.
3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
Хо..ей, ка..а, тро..ейбус.
Юннаты
Настала суббота. Наша группа на прогулке в парке. Мы - юннаты. Анна и Савва убирают аллеи от мусора. Инна и Васса кормят белок. Пора в класс. Мы вышли на шоссе. Вот и наш троллейбус.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными, разделите их для переноса.
2. Спишите, вставьте М или ММ.
Су..а, зи..а, килогра.., ра..а.
3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
Су..ота, кла.., ба..ейн.
К папе*
У мамы телеграмма. Мы едем к папе. Мой папа – профессор. Он исследует кристаллы. Дорога к папе длинная. Мы сели в пассажирский поезд. За окнами Одесса. Скоро мы будем в России.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста названия страны и города, разделите их для переноса.
2. Спишите, вставьте Л или ЛЛ.
А..ея, футбо.., мета.., те..визор.
3. Замените словосочетания одним словом. Подчеркните в словах удвоенные согласные.
Выходной день, электрический транспорт, результат сложения, порядок выступления артистов.