Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Слова - омофоны.
Цель:
Оборудование: карточки, рисунок Незнайки.
Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»!
На доске записаны слова: мурав…и, м…ряк, мя…кий, м…лок.
- Прочитайте написанные на доске слова. Какие орфограммы встретились в слова? Обоснуйте их написание.
- Определите, какое из них может быть лишним?
- Лишнее слово мягкий, так как оно прилагательное, а остальные слова – имена существительные.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается во всех из этих слов. Назовите эти буквы.
- Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове мелок.
- В слове моряк есть безударная гласная о, значит ее мы тоже будем сегодня писать.
- Также будем писать букву м. Она есть во всех написанных на доске словах.
- Определите порядок следования букв в этой цепочке:
емо оме емо оме …
- В этой цепочке поочередно пишутся три буквы: строчная е, строчная о, строчная м. В каждой ячейке строчная е и строчная о меняются местами.
- Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
- Это слово лимон.
- Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, поставьте знак ударения, выделите орфограмму, разделите слово на слоги.
- Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.
- Объясните значение подобранных слов.
- Составьте предложение с новым словом.
(Ситуация с удивлением: столкновение мнений)
- Помогите Незнайке составить предложение со словом л…са.
- Выпишите слово с пропущенной орфограммой, вставьте пропущенную букву. Напишите рядом проверочное слово.
- Какую букву вставили?
- Что вас удивило? (Одно слово, а написаний два)
- Почему получились разные мнения?
- Назовите тему урока.
- Безударные гласные в корне слова.
- Какие цели поставите перед собой?
- Всегда ли можно точно подобрать проверочное слово?
- Назовите гласны, требующие проверки.
На доску выносятся буквы: а, о, и, у, я.
1. Исследование языкового материала на основе текста, выдвижение гипотез.
- Вставьте пропущенные буквы.
Елку вырублю в л…су,
Елку в школу принесу!
Со см…лою на ств…ле.
Если встречу я в л…су
Настоящую л…су
Я на елку покажу:
- Ты, л…са, меня не трогай,
Ты б…ги своей дорогой.
С. Михалков
- С какими трудностями столкнулись при выполнении задания?
- Какие буквы вставили?
- Сколько мнений в классе?
2. Проверка гипотез.
- Дети объясняют выбор написания буквы.
- Обоснуйте свой выбор.
- Какое из мнений является правильным? Почему?
- Найдите слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по – разному?
- Как записали данные слова?
- Чем обосновывался выбор проверочного слова?
- Его лексическим значением.
- Что помогло определить смысл слова?
- Текст.
- Докажите.
3. Анализ ситуации.
- Сейчас я хочу рассказать один случай, который произошел однажды на уроке русского языка.
- Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: «Спишите их. Только не спешите». Все пишут, а Алеша – нет…
- Почему ты не работаешь, Алеша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите»…
- Как вы думаете, ребята, почему Алеша растерялся? (Обсуждение в парах)
- Алеша подумал, что «спишите» и «спешите» имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково.
- Запишите эти два слова.
- Как вы их записали?
- Почему у вас разошлись мнения?
- Как вы думаете, почему эти одинаково звучащие слова пишутся по – разному.
- У них разное значение.
- Как же правильно записать эти слова?
- Спишите – пишут, не спешите – спешка.
- Данные пары слов называются омофонами.
4. Работа с учебником
Упражнение 118.
- Почему же девочки не поняли друг друга?
- Слова «поласкали» и «полоскали» произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
- Выпишите эти слова, запишите к ним проверочные.
- Какой вывод можете сделать?
- Некоторые слова произносятся одинаково, но пишутся по – разному. Чтобы не допустить ошибку в написании таких слов, надо выяснить их значение.
Упражнение «Различай на слух!»
- Какие слова произносятся одинаково? Как вы напишите эти слова? Почему?
- Запишите слова – омофоны вместе с проверочным словом.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает,
И на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.
- Прочитайте записку, которую написала дочка маме: "Мама, я пошла примирять платье".
- Когда она возвратилась домой, мама, смеясь, спросила ее: "С кем же твое платье поссорилось?"
- Какая ошибка была в записке?
- Примирять – мир, а надо примерять – мерить, мерка.
- Чего не знает девочка?
Об … жать вокруг дома |
Об … жать ребенка |
Зап … вать в хоре |
Зап … вать молоком |
Пос … деть от старости |
Пос … деть на скамейке |
Сл … зать с лестницы |
Сл … зать сметану |
Скр … петь дверью |
Скр … пить печатью |