Урок-исследование по русскому языку во 2 классе по теме: Слова - омофоны

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Слова - омофоны.

Цель:

  • провести исследование языкового материала на основе текста, отрабатывать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • познакомить с особенностями правописания слов – омофонов, учить правильно подбирать проверочные слова.

Оборудование: карточки, рисунок Незнайки.

Ход урока

Орг. момент

Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»!

Чистописание

На доске записаны слова: мурав…и, м…ряк, мя…кий, м…лок.

- Прочитайте написанные на доске слова. Какие орфограммы встретились в слова? Обоснуйте их написание.
- Определите, какое из них может быть лишним?
- Лишнее слово мягкий, так как оно прилагательное, а остальные слова – имена существительные.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается во всех из этих слов. Назовите эти буквы.
- Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове мелок.
- В слове моряк есть безударная гласная о, значит ее мы тоже будем сегодня писать.

- Также будем писать букву м. Она есть во всех написанных на доске словах.
- Определите порядок следования букв в этой цепочке:
емо оме емо оме …
- В этой цепочке поочередно пишутся три буквы: строчная е, строчная о, строчная м. В каждой ячейке строчная е и строчная о меняются местами.

Цепочка буквЦепочка букв

Словарная работа

- Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
- Это слово лимон.
- Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, поставьте знак ударения, выделите орфограмму, разделите слово на слоги.

- Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.
- Объясните значение подобранных слов.
- Составьте предложение с новым словом.

Создание проблемной ситуации

(Ситуация с удивлением: столкновение мнений)

- Помогите Незнайке составить предложение со словом л…са.

Рисунок НезнайкиРисунок Незнайки


- Выпишите слово с пропущенной орфограммой, вставьте пропущенную букву. Напишите рядом проверочное слово.
- Какую букву вставили?
- Что вас удивило? (Одно слово, а написаний два)
- Почему получились разные мнения?

Постановка проблемы исследования

- Назовите тему урока.
- Безударные гласные в корне слова.
- Какие цели поставите перед собой?
- Всегда ли можно точно подобрать проверочное слово?

- Назовите гласны, требующие проверки.

На доску выносятся буквы: а, о, и, у, я.

Работа над новым материалом

1. Исследование языкового материала на основе текста, выдвижение гипотез.

- Вставьте пропущенные буквы.

Елку вырублю в л…су,
Елку в школу принесу!
Со см…лою на ств…ле.
Если встречу я в л…су

Настоящую л…су
Я на елку покажу:
- Ты, л…са, меня не трогай,
Ты б…ги своей дорогой.
С. Михалков

- С какими трудностями столкнулись при выполнении задания?
- Какие буквы вставили?
- Сколько мнений в классе?

2. Проверка гипотез.

- Дети объясняют выбор написания буквы.
- Обоснуйте свой выбор.
- Какое из мнений является правильным? Почему?
- Найдите слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по – разному?

- Как записали данные слова?
- Чем обосновывался выбор проверочного слова?
- Его лексическим значением.

- Что помогло определить смысл слова?
- Текст.
- Докажите.

3. Анализ ситуации.

- Сейчас я хочу рассказать один случай, который произошел однажды на уроке русского языка.
- Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: «Спишите их. Только не спешите». Все пишут, а Алеша – нет…
- Почему ты не работаешь, Алеша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите»…

- Как вы думаете, ребята, почему Алеша растерялся? (Обсуждение в парах)
- Алеша подумал, что «спишите» и «спешите» имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково.
- Запишите эти два слова.
- Как вы их записали?
- Почему у вас разошлись мнения?

- Как вы думаете, почему эти одинаково звучащие слова пишутся по – разному.
- У них разное значение.
- Как же правильно записать эти слова?
- Спишите – пишут, не спешите – спешка.
- Данные пары слов называются омофонами.

4. Работа с учебником

Упражнение 118.
- Почему же девочки не поняли друг друга?
- Слова «поласкали» и «полоскали» произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

- Выпишите эти слова, запишите к ним проверочные.
- Какой вывод можете сделать?
- Некоторые слова произносятся одинаково, но пишутся по – разному. Чтобы не допустить ошибку в написании таких слов, надо выяснить их значение.

Упражнение «Различай на слух!»

- Какие слова произносятся одинаково? Как вы напишите эти слова? Почему?
- Запишите слова – омофоны вместе с проверочным словом.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает,
И на крыше мой флажок
Развевает ветерок.

К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.

Подведение итогов

- Прочитайте записку, которую написала дочка маме: "Мама, я пошла примирять платье".
- Когда она возвратилась домой, мама, смеясь, спросила ее: "С кем же твое платье поссорилось?"

- Какая ошибка была в записке?
- Примирять – мир, а надо примерять – мерить, мерка.
- Чего не знает девочка?

Домашнее задание

  1. Составьте словообразовательные гнезда со совами: лиса, леса.
  2. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

 Об … жать вокруг дома

   Об … жать ребенка

 Зап … вать в хоре

   Зап … вать молоком

 Пос … деть от старости

   Пос … деть на скамейке

 Сл … зать с лестницы

   Сл … зать сметану

 Скр … петь дверью

   Скр … пить печатью

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!