Урок русского языка во 2 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

УМК: "Школа России".

Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном как части речи.

Задачи:

  • обобщить полученные знания об имени существительном;
  • учить соотносить вопросы кто? и что?
  • показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;
  • закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных;
  • уметь определять число имени существительного.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в группах, лента букв.

Ход урока

Орг. момент

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
- Улыбнитесь друг другу

- Надеюсь, ваше настроение улучшилось?
- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

- Расшифруйте формулу успеха: осанка - улыбка - настроение - старание - результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

Актуализация знаний

- Кто такой детектив? (ответы детей)
- А чтобы узнать значение этого слова я предлагаю заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова.
- Словарь Ожегова говорит о том, что слово "детектив" имеет следующее значение:

Детектив - человек, который проводит следственные действия, собирает и анализирует информацию

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в "Детективное агентство"

Чистописание

- Каждый хороший следопыт ведет журнал, в котором записывает полученную информацию. Мы тоже будем вести такой журнал.
- Откройте тетради и запишите число.
- Послушайте скороговорку и повторите ее: "Проворонила ворона вороненка".

- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Найдите букву Р на "Ленте букв". Дайте характеристику звукам р и р? (Согласный, непарный, звонкий, может обозначать и твердый и мягкий согласный звук в зависимости от рядом стоящего гласного звука)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р ( объяснение написания букв)
- Еще раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь. (проверка предложения на доске)

- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)

- Выделите корень в этих словах. (ворон)
- Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в отряд следопытов.

Целеполагание. Постановка учебной задачи

- Итак, нам поступило срочное сообщение: Потерялись важные сведения об одной из частей речи. Что будем делать? (Собирать информацию)
- Какие у вас возникли вопросы?

  • Как называется?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?

- Это и есть цель нашей деятельности. Мы:

  1. соберем все знания об этой части речи;
  2. узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;
  3. научимся распознавать ее среди других слов.

Обобщение знаний

Что обозначат имя существительное?

- Часть речи, о которой мы сегодня говорим,появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней, нам нужно заглянуть в прошлое.
- У вас на желтых карточках записаны слова в столбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Подчеркните его.

Карточка 1Карточка 1

- А почему вы выбрали эти слова?
- Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.
- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

- Можете ли вы назвать имя этой части речи?
- Конечно это Имя существительное.
- Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

- Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы с вами выполним еще одно задание.
- Рассмотрите картинки представленные на доске.

- Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь. (Майка, девочка, паук, часы, обезьяна, мяч)
- Какие получились у вас слова в каждом столбике? (ответы учащихся)
- По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.

- Как называются слова каждой группы?
- Одушевленные и неодушевленные - постоянные признаки имен существительных. Запишите эту информацию в таблицу.

Имена собственные и нарицательные

- Возьмите зеленую карточку и соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика.

Задание 2Задание 2

- Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
- Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?
- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие еще слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)
- Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имен существительных.
- Запишите эту информацию в таблицу.

Единственное и множественное число имен существительных

- В тетради запишите слова по образцу: Отец - отцы. (Пенал, тетрадь, ученик, береза, стена)
- Что изменилось, когда вы таким образом записали слова? (обзначали один предмет, а потом обозначают несколько предметов)

- Вывод: Имена существительные изменяются по числам. (ед.ч. и мн.ч.)
- Что мы внесем в нашу таблицу?

Самостоятельная работа

- Работаем индивидуально. (выполнение теста)

1. Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?
б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2. Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3. Выберите верное утверждение.
а) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
б) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?

4. Укажите неодушевленное существительное.
а) белка
б) фамилия
в) ученик
г) школьник
д) ребенок

(взаимопроверка в парах)

Итог урока

- Ну, что же, юные детективы, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги нашей работы. Давайте вернемся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы ее?
- Какова была наша цель? (найти часть речи и собрать информацию о ней)
- Какую информацию вы собрали?

- Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?
- Что такое собственные и нарицательные имена существительные? (учащиеся озвучивают полученную информацию)

Рефлексия "Гора успеха"

На доске прикреплен постер горы.
- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
- Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.

  • Вершина горы - Все отлично! У меня все получилось! (на доске опора)
  • Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
  • Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

Домашнее задание

Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени

Спасибо, дети за урок,
Надеюсь, он пошел вам впрок!

Размер:
23.55 Kb
Скачали:
27